- Увольнение по представлению прокуратуры
- Что такое увольнение по представлению прокуратуры?
- Можно ли игнорировать результаты проверки?
- Обязаны ли уволить по результатам проверки?
- Кого могут уволить?
- Процесс увольнения
- Пример бланка
- Жалоба в прокуратуру на незаконное увольнение: образец 2020, правила составления и подачи
- В каких случаях можно подать жалобу в прокуратуру на незаконное увольнение?
- Как правильно составить жалобу в прокуратуру?
- Образец жалобы в прокуратуру на незаконное увольнение
- Какие сложности могут возникнуть при подаче жалобы в прокуратуру?
- Полгода после Чайки: как Краснов чистит надзор от коррупции
- Замы вне закона
- Центральные чистки
- Работа над ошибками
- Региональные рокировки
- Проверка на объективность
- Ручной привод
- Кредит доверия
Увольнение по представлению прокуратуры
Увольнение по представлению прокуратуры – редкий, но в тоже время, встречающийся вариант расторжения трудового договора. В статье рассмотрено, что представляет собой представление прокурора, является ли этот документ обязательным для исполнения, как проходит процедура увольнения в данном случае.
Что такое увольнение по представлению прокуратуры?
Представление – это один из методов реагирования прокуратуры на нарушения, выявленные в результате проведения проверки.
Это документ, который направляется от имени прокурора или его заместителя в адрес органа или должностного лица, допустившего нарушения законодательства. Данное понятие закреплено в ст. 24 ФЗ «О прокуратуре» от 17.01.1992 г.
Отличительная черта представления: оно подразумевает быстрое рассмотрение и получение ответа.
Часто, данный вид реагирования применяется прокурором в случае обнаружения серьезных нарушений в деятельности организации в целом или отдельных ее подразделений и должностных лиц.
О результатах выполнения полученных замечаний, руководитель организации обязан известить прокурора письменно, в кратчайшие сроки.
Можно ли игнорировать результаты проверки?
Прокуратура наделена правом надзора за соблюдением действующего законодательства. При этом, все замечания прокурора, оформленные в виде представления, обязательны к исполнению. Об этом гласит ФЗ «О прокуратуре», а также, отдельные статьи Трудового кодекса РФ. Все требования прокурора (в рамках его полномочий) по устранению выявленных нарушений – законны и правомерны.
Стоит обратить внимание, что представление может содержать требования по устранению нарушений. Однако, в нем не может быть требования по привлечению работника к дисциплинарной ответственности или увольнения его. Согласно ТК РФ ст.22 и ст. 192 дисциплинарные взыскания к работнику может применять только работодатель.
В качестве основания для них служит факт неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей. В качестве основания для увольнения или взыскания не может фигурировать представление прокурора.
Все требования прокуратуры относительно взысканий и увольнений носят рекомендательный характер.
В тоже время, они могут служить основанием для начала служебной проверки самим работодателем и принятием по ее итогам соответствующих мер.
Если руководитель организации сознательно игнорирует представление прокурора и не дает на него письменного ответа, то в отношении него могут быть применены несколько видов административных наказаний. Об этом гласит ст. 17.7 КоАП РФ.
Таким наказанием станет:
- штраф в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
- дисквалификация на срок от полугода до года.
Обязаны ли уволить по результатам проверки?
Как говорилось выше, выполнить требования прокуратуры придется. Однако, руководитель вправе сам выбрать способ устранения нарушения, отличный от того, что предписал прокурор. В любом случае, необходимо дать письменный ответ на представление, с разъяснением всех проведенных действий по исправлению.
В представлении прокурора не может быть прямых требований об увольнении сотрудника. Такие формулировки носят исключительно рекомендательный характер. Руководитель организации вправе самостоятельно принять решение об увольнении или (если есть такая возможность) устранить нарушения без расторжения трудового договора.
Одним из частых способов выхода из данной ситуации является перевод «провинившегося» сотрудника на другую должность. При этом, существует ряд ситуаций, в которых такой перевод возможен только при согласии обеих сторон, а не по инициативе исключительно работодателя.
Кого могут уволить?
Прокурор имеет право провести проверку любой организации. Эти полномочия закреплены в ФЗ «О прокуратуре» ч. 4, ст. 353.
При проверке он вправе потребовать документы, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности организации. А также, документы, отражающие работу кадровой службы.
В качестве основания для проведения такой проверки могут служить:
- заявления и жалобы работников;
- результаты проверок трудовой инспекции;
- данные внебюджетных фондов;
- документы и данные Госкомстата;
- данные, предоставляемые милицией и судами;
- вердикты комиссии по трудовым спорам;
- деятельность профсоюзных организаций;
- сообщения в СМИ.
Таким образом, представление прокурора с рекомендацией увольнения может коснуться любого сотрудника фирмы, в деятельности которого были выявлены нарушения законодательства.
Процесс увольнения
Трудовым кодексом не предусмотрена причина расторжения трудового договора по представлению прокурора.
Если такое решение было принято руководителем организации, то увольнение происходит на основании ст. 81 ТК РФ (по инициативе работодателя).
Наиболее частые (но не единственные) варианты увольнения в данном случае – за несоответствие должности и в связи с нарушением трудовых обязанностей.
Ниже рассмотрены процессы расторжения договора в обоих случаях.
Увольнение за несоответствие должности предусматривает несоответствие квалификации работника требованиям аттестации его рабочего места. Данная причина расторжения трудового договора возможна лишь в организациях, имеющих документ «Положение об аттестации». С ним должны быть ознакомлены все сотрудники, под подпись.
Требование прокурора может содержать рекомендацию по проведению аттестационной комиссии. Уволить сотрудника по данной причине, без проведения такой комиссии – невозможно. О проведении комиссии объявляется заранее. В качестве членов комиссии по аттестации выступают профессионалы в данной области, результаты аттестации оформляются отдельным приказом.
Если ее результат неудовлетворительный, то работнику дается вторая попытка пересдать аттестацию.
В случае второго непрохождения испытания, работодатель обязан понизить сотрудника в должности (если есть такая возможность), либо уволить его.
Если работник отказался от понижения в должности, то этот отказ оформляется письменно и после этого, по-прежнему, следует процедура увольнения.
Увольнение в связи с нарушением трудовых обязанностей – это один из видов дисциплинарного взыскания.
Об этом гласят статьи 192-194 ТК РФ. Алгоритм увольнения по этой причине выглядит следующим образом:
- При обнаружении нарушения необходимо составить акт, в котором указаны все обстоятельства, дата нарушения и свидетели;
- Работник обязан предоставить письменное объяснение о произошедшем;
- Руководитель организации принимает решение о дальнейшей деятельности сотрудника;
- При увольнении по этой статье, обязательное условие – соблюдение срока давности. Обнаружить поступок необходимо не позднее 1 месяца, спустя дня его совершения (включая отпуск и больничный), а применить взыскание – не позднее полугода с этого момента.
Вне зависимости о того, какой вариант увольнения сотрудника был выбран, прокурору направляется ответ на представление, с изложением всех принятых мер.
Пример бланка
Представление прокурора – стандартизированный документ, оформленный на бланке прокуратуры, который в обязательном порядке содержит следующие графы:
- наименование и контакты организации, в адрес которой оно выслано;
- ФИО должностного лица, которому адресован документ;
- название документа: «Представление (с новой строки) Об устранении нарушений закона»;
- далее, текст документа, содержащий сведения о сроках прокурорской проверки и выявленных им нарушениях;
- отдельным абзацем указаны требования, обязательные к исполнению;
- в конце: дата, подпись с расшифровкой, печать.
Представление прокурора – документ, содержащий требования прокурора об исправлении выявленных нарушений и требующий немедленного реагирования со стороны руководителя организации.
Игнорировать данный документ – нельзя.
Однако, при выполнении требований стоит учитывать, что все пункты, касающиеся увольнения и других взысканий, накладываемых на работников, носят рекомендательный характер.
Источник: https://vzapase.expert/sluzhba/uvolnenie-po-predstavleniyu-prokuratury
Жалоба в прокуратуру на незаконное увольнение: образец 2020, правила составления и подачи
Не всегда работодатель действует добросовестно по отношению к сотруднику.
На практике распространены ситуации, когда он злоупотребляет своим положением и прекращает с гражданином трудовой договор без наличия на то законных оснований.
В статье рассмотрим в каких случаях можно обратиться в прокуратуру с жалобой на незаконное увольнение работника, как правильно составить жалобу и какие трудности могут возникнуть при ее подаче.
В каких случаях можно подать жалобу в прокуратуру на незаконное увольнение?
Трудовое законодательство не содержит понятия «незаконное увольнение». В статье 77 ТК РФ речь идет об основаниях для прекращения трудового договора. При этом перечень ситуаций, при которых разрешается разрывать трудовые отношения, является исчерпывающим. Кроме того, работодатель должен соблюсти обязательную процедуру.
Если наниматель увольняет гражданина без наличия на то предусмотренных статьей 77 ТК РФ оснований или с нарушением процедуры расторжения трудового договора, то его действия являются незаконными и могут послужить поводом для обращения с жалобой в прокуратуру.
Досрочное расторжение трудового договора без согласия сотрудника (Например, с гражданином заключен бессрочный трудовой договор, однако работодатель увольняет его в одностороннем порядке без уважительных причин) | Пункт 2 части 1 статьи 77 ТК РФ |
Понуждение гражданина к подаче заявления на увольнение по собственному желанию (Например, наниматель угрожает сотруднику, что уволит его по статье, если тот не подаст заявление о прекращении трудового договора по собственному желанию) | Статья 80 ТК РФ |
Нарушение процедуры увольнения, если оно осуществляется по инициативе работодателя (например, не уведомление сотрудника при прекращении трудового договора по сокращению штата, увольнение за прогул, если у гражданина есть уважительные причины невыхода на работу) | Статья 81 ТК РФ |
Следует знать! Помимо обращения в прокуратуру незаконные действия нанимателя по прекращению трудового договора можно оспорить в суде. Для этого потребуется составить исковое заявление и подготовить подтверждающие документы (трудовой договор, приказ об увольнении, локальные акты работодателя и другие). Иск должен быть составлен с соблюдением требований статей 131—132 ГПК РФ.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру?
Для защиты своих интересов, нарушенных в результате неправомерного прекращения трудового договора, гражданин вправе обратиться с жалобой в прокуратуру.
Документ составляется в свободной форме и должен содержать следующую информацию:
- Наименование и адрес прокуратуры, находящейся по месту проживания заявителя;
- ФИО сотрудника, его адрес и телефон для связи;
- Сведения о работодателе, с которым заключен трудовой договор (наименование организации и ее адрес);
- Дата трудового договора;
- Дата приказа об увольнении;
- В чем выразились незаконные действия работодателя;
- Ссылки на статьи ТК РФ, нарушенные нанимателем;
- Просьбу провести проверку;
- Перечень приложений;
- Дату и подпись.
Первые два пункта заполняются в «шапке» документа, которая располагается в правом верхнем углу листа. Далее излагается основная часть жалобы, в которой отражается суть проблемы. В завершение формулируется просьба о принятии мер в отношении нанимателя.
Важно! Заявление может быть подписано как самим гражданином, так и лицом, которому выдана нотариальная доверенность, содержащая полномочия на подписание документов от имени доверителя. Копия доверенности должна быть приобщена к жалобе.
Образец жалобы в прокуратуру на незаконное увольнение
Если заявителю сложно сориентироваться, как правильно написать жалобу в прокуратуру, рекомендуем воспользоваться образцом, подготовленным квалифицированными юристами.
Скачать образец жалобы в прокуратуру на неправомерное увольнение
На основании поступившей жалобы прокурор инициирует проведение проверки. У работодателя запрашиваются вся документация, касающаяся спорной ситуации.
Также может быть опрошен руководитель организации и сотрудники отдела кадров. По результатам проверки выносится предписание об устранении нарушений.
Также нанимателя могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
Какие сложности могут возникнуть при подаче жалобы в прокуратуру?
Граждане, не обладающие правовыми знаниями и опытом обжалования неправомерного увольнения, сталкиваются с трудностями при подготовке документов. Не все владеют информацией об особенностях электронной подачи жалобы. Если вам требуется бесплатная консультация по вашей ситуации, рекомендуем обратиться к специалистам на нашем сайте. Они свяжутся с вами и ответят на все вопросы.
Источник: https://glavny-yurist.ru/zhaloba-v-prokuraturu-na-nezakonnoe-uvolnenie.html
Полгода после Чайки: как Краснов чистит надзор от коррупции
Илья Питалев / РИА Новости
В январе надзорные органы страны возглавил выходец из СКР Игорь Краснов. В наследство от предшественника Юрия Чайки ему досталась структура с репутацией оплота коррупции и кумовства.
Чистки были неизбежны, и они начались.
Что удалось сделать новому генпрокурору за полгода и что ему пока не по силам, с какими проблемами он сталкивается и как пытается их решать, а также, как подчиненные Краснова оценивают его деятельность и чего от него ждут — в материале ПАСМИ.
Ровно полгода назад — 22 января 2020 года — Игорь Краснов официально стал генеральным прокурором РФ.
Его кандидатуру, предложенную президентом России Владимиром Путиным, единогласно утвердил Совет Федерации.
Двумя днями ранее в отставку был отправлен предшественник Краснова Юрий Чайка, который возглавлял главный надзорный орган страны больше 13 лет.
Выступая перед верхней палатой парламента России, Игорь Краснов заявил о намерении создать в стране атмосферу нетерпимости к коррупции.
Это заявление было более чем актуальным, так как от Юрия Чайки новому генпрокурору досталось тяжелое наследие: надзорное ведомство постоянно сотрясали коррупционные скандалы — от расследования Алексея Навального, посвященного бизнесу сыновей Чайки, до сообщений о продаже прокурорских погон из целого ряда российских регионов и свидетельств коррупции и клановости от сотрудников центрального аппарата надзора.
Замы вне закона
Таким образом, Игорь Краснов встал перед необходимостью антикоррупционных чисток непосредственно во вверенном ему ведомстве.
И начинать надо было с самого верха — с замов, но с кадровыми назначениями новый генпрокурор не спешил, сменив за первые четыре месяца лишь официального представителя ведомства Александра Куренного на Анну Генералову из пресс-службы президента РФ.
Возможно, решать кадровые проблемы ему мешала норма закона “О прокуратуре”, пролоббированная Чайкой еще в 2014 году, согласно которой кандидат на пост замглавы надзорного ведомства должен был иметь стаж работы в прокуратуре не менее 10 лет.
Это сильно сужало возможность Краснова заполучить в качестве соратников проверенных товарищей из Следственного комитета России, но одного зама он у Александра Бастрыкина все же увел.
20 мая Совет Федерации назначил заместителем Краснова бывшего замначальника главного управления по расследованию особо важных дел СКР Анатолия Разинкина.
Еще один выходец из СКР — генерал-майор Сергей Золотарев — занял в новой команде Краснова пост начальника Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью.
Еще одно анонсированное кадровое решение не состоялось — на пост первого заместителя генпрокурора прочили руководителя Главного следственного управления СКР Эдуарда Кабурнеева, но он пошел на повышение в следственных органах и стал заместителем Бастрыкина.
Центральные чистки
Между тем, Краснов планировал передать Разинкину полномочия Виктора Гриня по надзору за следствием в центральных аппаратах СКР и МВД, а Кабурнееву — обязанности своего первого зама Александра Буксмана.
Впрочем, эти два высокопоставленных прокурора, хоть и написали заявления об отставке, но со своих постов не ушли. По договоренности с Юрием Чайкой они отправятся на пенсию только в следующем году — по достижении предельного возраста нахождения на службе.
Но есть и реальные отставки: в конце марта Совет Федерации принял решение освободить от должности заместителей генерального прокурора Леонида Коржинека, который курировал уголовно-судебный и гражданский судебный главки, а также Юрия Гулягина, занимавшего пост замгенпрокурора в Уральском федеральном округе.
Также Генпрокуратуру покинул еще целый ряд руководителей чуть ниже уровнем, среди которых начальник правового управления Артур Завалунов, начальник главного управления кадров Сергей Замуруев, начальник управления делами Сергей Сергеев.
Отдельно стоит упомянуть мгновенную реакцию Краснова на пьяный дебош, который устроил в отделении полиции замглавы управления физической защиты и обеспечения безопасности Генпрокуратуры Игорь Мыльников: высокопоставленный прокурор был уволен в тот же день, когда было обнародовано видео, на котором он оскорбляет и бьет сотрудников МВД.
Работа над ошибками
Если перейти к кадровой политике Игоря Краснова на уровне федеральных округов и регионов России, нельзя не отметить увольнение транспортного прокурора Уральского федерального округа Александра Герасименко. Он пробыл на этом посту всего полгода, а до этого более 11 лет возглавлял надзор Ямало-Ненецкого автономного округа.
Там Герасименко был замешан в целом ряде скандалов, более того, спецслужбы дважды направляли материалы на него Бастрыкину и Чайке.
Первая история касалась заявления местного бизнесмена, который просил возбудить против окружного прокурора уголовное дело по статье 169 УК РФ — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, вторая — утечки из прокуратуры Ямала документов с грифом «совершенно секретно» и подписью заместителя генпрокурора РФ Виктора Гриня.
ФСБ выступала за лишение Герасименко статуса прокурора, такую же позицию занимала Администрация президента, но Юрию Чайке тогда удалось пролоббировать новое назначение скандального прокурора. Приход Краснова изменил ситуацию, и 1 июня президент Владимир Путин подписал указ об отставке Герасименко. Тем же указом, кстати, были назначены шесть новых региональных прокуроров.
Региональные рокировки
Серьезным кадровым решением нового генпрокурора стало объединение управлений надзорного органа в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Руководителем нового главка назначен Константин Сомов, который ранее возглавлял южное управление ведомства.
Последнего называли инициатором отставки прокурора Ростовской области Юрия Баранова. Он покинул свой пост в июне на фоне выездной проверки Генпрокуратуры после серии скандалов с участием прокуроров.
Громким было и увольнение прокурора Астраханской области Александра Лычагина — его Краснов отправил в отставку после жалоб подчиненных на кадровые репрессии и обнародования в сети информации о дорогостоящей недвижимости.
Одновременно с Лычагиным в апреле текущего года из органов надзора были отправлены на пенсию прокурор Орловской области Иван Полуэктов, прокурор Забайкальского края Василий Войкин, прокурор Калининградской области Сергей Хлопушин и прокурор Кировской области Николай Журков.
При этом руководить надзором Забайкалья и Орловской области были отправлены прокуроры с неоднозначной репутацией.
Бывшего прокурора Волгоградской области Максима Ершова обвиняла в покровительстве бизнесу его бывшая подчиненная, а бывшего первого заместителя прокурора Краснодарского края Владислава Малкина местный блогер называл идейным вдохновителем сомнительных схем ряда кубанских прокуроров.
Если говорить о Краснодарском крае, нельзя не вспомнить отставку прокурора Сочи Игоря Грязнова. Указ о его увольнении Игорь Краснов подписал 20 марта.
Грязнов ушел по собственному желанию, не дожидаясь результатов выездной проверки Генпрокуратуры и ФСБ.
Сочинского прокурора обвиняли в покровительстве незаконному строительству, в частности, он препятствовал проверкам пожароопасного самостроя на крыше многоэтажки.
Понятно, что это далеко не все кадровые перестановки, осуществленные Игорем Красновым, но по ним можно судить о масштабах чистки, затеянной новым генпрокурором в начале своей службы на этом посту.
Проверка на объективность
Оценить итоги первого полугодия руководства Игоря Краснова мы попросили действующих сотрудников Генпрокуратуры. Общее мнение собеседников редакции — положительные сдвиги есть.
По их словам, прежде всего, Краснова от Чайки отличает отсутствие фаворитов внутри надзорного органа, а также нейтралитет в общении как со структурами, с которыми Генпрокуратуре приходится взаимодействовать, — МВД, СКР, ФСБ, Администрацией президента, так и с представителями российских элит.
Впрочем, серьезным экзаменом на равноудаленность Краснова от высокопоставленных должностных лиц, с которыми он неизбежно будет сталкиваться в ходе службы, станет ситуация вокруг следователя центрального аппарата СКР Руслана Миниахметова.
Он был задержан в начале июля сотрудниками ФСБ по подозрению в получении взятки от обвиняемого по уголовному делу, находящемуся в его производстве.
Председатель СКР Александр Бастрыкин возбудил против подчиненного уголовное дело, но до ареста дело не дошло — заместитель генпрокурора Виктор Гринь подписал постановление об отмене возбуждения дела.
Следственный комитет России обжаловал это решение в обращении на имя Краснова.
Жалоба была направлена еще 4 июля, по нормам ст. 221 УПК генпрокурор должен принять процессуальное решение в течение 10 суток, но никакой информации по этому поводу нет. Между тем, собеседники редакции считают, что необъективное решение по этому делу нанесет серьезный удар по репутации главы надзорного ведомства.
Ручной привод
Пока же эта репутация находится на достаточно высоком уровне, сотрудники Краснова положительно оценивают кадровые решения нового генпрокурора и с пониманием относятся к его нежеланию инициировать изменение законодательства в части назначения заместителей.
Впрочем, по их словам, кадровые проблемы Краснов испытывает и на региональном уровне. Он просто не может найти на все ключевые посты людей, на которых может опереться, которые мыслят с ним в одном направлении. Ситуацию усугубляет и огромная нагрузка на органы прокуратуры. По словам собеседников ПАСМИ, Краснов знал, что она выше, чем в СКР, но что настолько выше — не ожидал.
В связи с огромной сферой отвественности органов надзора и отсутствием команды новому генпрокурору приходится управлять подчиненными в ручном режиме: если решение продавить, то оно будет исполнено, а если не контролировать, то завязнет и будет волокититься, пока о нем не забудут.
В качестве примера собеседники редакции привели историю с фигурантом списка Бориса Титова, бывшим гендиректором компании «Трансфин-М» Дмитрием Зотовым. Предприниматель вернулся в Россию под поручительство бизнес-омбудсмена и Генпрокуратуры, но был задержан прямо в аэропорту сотрудниками транспортной полиции и отправлен в СИЗО.
Отменить арест бизнесмена удалось только после вмешательства президента России Владимира Путина, который дал поручение разобраться в ситуации Игорю Краснову.
Зотов был выпущен под подписку о невыезде, но привлекать к ответственности задержавших его правоохранителей, похоже, никто не собирается, хотя, по словам собеседников ПАСМИ, Краснов мог бы инициировать соответствующую проверку.
Кредит доверия
Впрочем, повторим, общая оценка деятельности Игоря Краснова у сотрудников Генпрокуратуры положительная. Неплохой уровень веры в его способности навести порядок в надзорных органах продемонстрировали и читатели ПАСМИ.
Четверть из почти 17 тыс. респондентов считают, чтоКраснов сможет снизить уровень коррупции и кумовства в Генпрокуратуре, 60% опрошенных придерживаются противоположного мнения, 16% с ответом затруднились.
Что интересно, первые итоги этого ания мы подвели спустя три недели после вступления нового генпрокурора в должность, и с тех пор распределение практически не изменилось.
Если у вас есть иформация о коррупционных нарушениях сотрудников органов прокуратуры — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Источник: https://pasmi.ru/archive/276156/