- Что нужно знать ребёнку к 1 классу? Полный перечень требований
- Семья и место жительства
- Природа
- Вещи, формы, технологии
- Человек и общество
- Календарь и природные явления
- Интеллектуальное развитие
- Общее развитие
- Счёт
- Чтение
- Письмо
- Как понять, что ребенок готов к первому классу
- Будущий первоклассник знает и может назвать:
- Будущий первоклассник умеет:
- Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”
- Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
- Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
- 1. Я и моя семья
- 2. Природа
- 3. Время и пространство
- 4. Профессии
- 5. Искусство и спорт
- 6. Правила безопасности
- 7. Мотивация
- Логика и мышление
- Чтение и речь
- Математика
- Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году?
- Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году в России
- Математика
- Развитие речи
- Культура и общение
- Моторика
- Психологическая и физическая готовность к школе, и что делать есть ребенок не готов
- Как пройти собеседование в школу
- Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
- Что теперь должен знать российский первоклассник по основным предметам?
- ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- РУССКИЙ ЯЗЫК
- ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
- МАТЕМАТИКА
Что нужно знать ребёнку к 1 классу? Полный перечень требований
Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.
Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).
Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.
Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.
Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.
Семья и место жительства
назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки
профессии родителей
свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон
родная страна и хотя бы несколько других стран мира
Природа
названия самых распространённых растений, животных, насекомых
различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)
отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других
называть обителей морей
- Энциклопедии природы и животных
отличать деревья от кустарников
отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)
приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях
приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках
привести примеры овощей и фруктов разных цветов
назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы
- Книги о детёнышах животных
рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)
знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие
Набор от Safari из 11 фигурок детёнышей диких животных, которые помогут ребёнку запомнить названия животных: зебры, панды, бегемота, шимпанзе, носорога, аллигатора, гориллы, слона, тигра, белого медведя и жирафа.
- Дидактические материалы по комнатным растениям
назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)
знать некоторые камни и минералы (обратите внимание на энциклопедии Росмэн)
желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)
Вещи, формы, технологии
виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)
какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)
различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь
знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)
знать, что нужно для школы (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)
очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники…)
Человек и общество
различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.
дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.
понятия раньше-позже
профессии
виды спорта
основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)
называть фамилии известных писателей и поэтов
называть основные праздники
уметь рассказать о своих увлечениях
понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку
Календарь и природные явления
знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год
ориентироваться во времени, знать времена суток
знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели
знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)
когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью
Интеллектуальное развитие
Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.
Общее развитие
уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)
находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)
добавлять в группу недостающие предметы
говорить, чем похожи или отличаются предметы
группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)
восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам
находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)
точно копировать простой узор
описывать картинку по памяти
запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)
рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)
пересказать сказку, услышанный короткий рассказ
уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут пособия Kumon
Счёт
уметь считать от 1 до 10 и обратно
восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)
считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два
понимать понятия “больше, меньше, поровну”
знать простые геометрические фигуры
уметь составлять аппликации из геометрических фигур
уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)
уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)
Чтение
отличать буквы от звуков
отличать гласные от согласных
знать, сколько букв в алфавите
находить нужную букву в начале, середине и конце слова
подбирать слова на заданную букву
делить слово на слоги, проговаривая вслух
читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное
Письмо
правильно держать ручку и карандаш
проводить прямые, волнистые, ломаные линии
обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам
уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка
рисовать геометрические фигуры
штриховать рисунок
аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Источник: https://www.toybytoy.com/stuff/What-you-need-to-know-child-to-the-1st-class
Как понять, что ребенок готов к первому классу
До сентября больше месяца, но родители будущих первоклашек уже начали запасаться тетрадками, ручками и школьной формой впрок.
Как понять, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться быстро делать “домашку”? “Российская газета” разбирается вместе с экспертами – председателем Ассоциации классных руководителей Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой.
Первое – ребенок должен быть готов физически: в первый класс берут ребят, которые достигли возраста шести лет и шести месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью.
У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он может контролировать свои физиологические потребности и обслуживать себя в элементарной гигиене.
К примеру, умеет хорошо пользоваться столовыми приборами: с ложечки в школе детей уже никто кормить не будет.
https://www.youtube.com/watch?v=OBtD72NLeHM
Второе – это психологическая готовность. Здесь очень много показателей. У ребенка должно быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя соответствующим образом в разных ситуациях, уметь общаться и дружить со сверстниками, взаимодействовать со взрослыми. А еще – понимать, зачем ему нужно идти в школу…
На чем мечтают делать деньги современные школьники
– Для оценки психологической готовности ребенка к школе в Сети существует огромное количество экспресс-тестов, которые родители могут использовать самостоятельно, – рассказала психолог Анастасия Кузнецова. – Такой мини-скрининг психологического “набора” будущего первоклашки поможет родителям сориентироваться, над чем еще “поработать”, чтобы ребенок легко адаптировался к школе.
Ну и третья составляющая успеха первоклашки: предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.
– Можно сказать, что физическая и психологическая готовность для будущего первоклашки – “обязательная программа”, а предметная готовность – “произвольная”, – замечает Анастасия Кузнецова. – Потому что при сформированности первых двух, третье – дело быстро наживное.
А вот если наоборот: ребенок и читает, и считает, и “Онегина” декламирует, и по-английски говорит, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам – высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учебе.
А теперь по пунктам.
Будущий первоклассник знает и может назвать:
– фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родители, бабушка, дедушка, воспитатели)
– свой возраст и дату рождения;
– свой домашний адрес;
– страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;
– времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);
– дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.
Будущий первоклассник умеет:
– выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать их по категориям, определять лишний предмет, объяснять выбор;
– различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;
– различать и правильно называть цвета цветового спектра;
– владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;
– свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т.д.);
– соотносить количество с числом и цифрой в пределах 10;
– составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
– пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
Из школьного меню уберут невкусные обеды
– составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, самостоятельно придумать окончание рассказа;
– запомнить и назвать 7-9 предметов, картинок, слов;
– внимательно слушать инструкцию, повторять и выполнять ее;
– действовать по правилам в игре или задании;
– оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/ сказал правду, обидел/пожалел и т.д.)
– обращаться к взрослым людям на “вы”, здороваться, прощаться, говорить “спасибо” и “пожалуйста”, обращаться с просьбой и за помощью.
Должен ли ребенок знать слово “надо”, и что делать, если до первого класса его этому слову не научили?
– Знать слово “надо”, значит, уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам: хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с нормами, принятыми в обществе, – говорит Анастасия Кузнецова. – В психологии это называется “произвольность”, она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил. К концу первого класса кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать ее результаты…
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
– В первом классе нет домашних заданий, – говорит председатель Ассоциации классных руководителей Москвы Максим Иванцов.
– Учитель может давать ребятам индивидуальные поручения, направленные на формирование определенных навыков: дописать строчку в тетради, внести отметку в дневник наблюдения за погодой, сделать фото семейной прогулки в парке и так далее. Они носят развивающий и воспитывающий характер и занимают совсем не много времени.
Репетиторы для началки – нормальное явление? Почему родители нанимают репетиров в первом классе?
– Это странное явление, – считает Максим Иванцов. – Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, в самой школе есть специалисты и механизмы, которые помогут определить причины этих трудностей и устранить их.
В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в которых закрепляются знания и умения, развиваются способности.
Поэтому репетитор в началке – это скорее дань моде, родительские амбиции и недостаточная информированность о ресурсах школы, чем объективная необходимость.
Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не пришлось переучивать?
– Не надо покупать учебники и рабочие тетради для первого класса и “проходить” материал заранее, – уверен педагог.
– Есть множество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых вполне достаточно.
Любой учитель начальной школы скажет, что для него гораздо важнее, чтобы у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тысячи или беглое чтение без понимания смысла прочитанного.
Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”
Для домашнего задания в начальной школе важнее не столько ЧТО делать, сколько КАК делать. Здесь необходима синхронность: как в школе – так и дома.
Поэтому первое и главное правило – постоянный контакт с классным руководителем. Любой педагог начальной школы четко расставит акценты, что и как нужно делать дома с детьми.
В рамках этого алгоритма и нужно действовать, – замечает – считает Максим Иванцов.
Алгоритм выполнения домашнего задания
1. Подготовка рабочего места: родитель организует действия в форме поручений, ребенок выполняет:
открывает электронный дневник,
Что ждет школы в новом учебном году
распечатывает страничку с заданиями, чтобы обозримый перечень задач находился перед глазами;
последовательно достает и готовит учебники и тетради, которые понадобятся, организовывает пространство.
2. Подготовка к выполнению задания: родитель организует действия в форме вопросов, ребенок выполняет:
определяется с первым предметом, ставит учебник на подставку;
смотрит, что задано по предмету, отмечает карандашом в учебнике задания, которые необходимо выполнить;
определяет последовательность выполнения заданий.
3. Выполнение заданий и контроль качества: ребенок контролирует свои действия, родитель задает вопросы на понимание:
ребенок вслух читает задание, родитель уточняет, что нужно сделать;
родитель спрашивает, как выполнить задание, обсуждает способы и последовательность действий;
ребенок выполняет действия, проговаривая их вслух.
Если подобные действия повторяются из раза в раз, алгоритм у ребенка входит в привычку. И из внешнего контроля постепенно формируется самоконтроль.
Проекты, курсы или программы для родителей
Для родителей, которые хотят овладеть специальными знаниями и развить свои психолого-педагогические компетенции в Городском психолого-педагогическом центре при Департаменте образования и науки города Москвы организованы курсы для родителей по изучению основ детской психологии и педагогики, проводятся консультации специалистов Центра по широкому кругу вопросов обучения и воспитания. Информацию о них можно найти на официальном сайте Центра в разделе “Родителям”.
А для активных родителей, которые хотят быть в курсе актуальных событий и вопросов системы московского образования, можно рекомендовать еженедельные общегородские онлайн-совещания для родителей, которые проводит Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы.
Источник: https://rg.ru/2020/07/22/kak-poniat-chto-rebenok-gotov-k-pervomu-klassu.html
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество. — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают? — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии? — Назови известные тебе цвета. — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов.
Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны.
А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.
Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне? — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.
Математика
К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Источник: https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/znat-umet-budushchiy-pervoklassnik
Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году?
Чем ближе школьный возраст, тем активней родители начинают интересоваться, что должен знать их ребенок и какие требования при поступлении в 1 класс, ведь каждый год программа меняется, и в 2019 году к малышу уже будут другие требования. У каждой школы свой перечень навыков, которыми должен владеть будущий первоклассник, но основа все же одинакова, так как все учебные заведения ориентируются на требования, описанные в ФГОС.
Самое главное, что должна воспитать семья в ребенке перед школой – это любознательность, умение слушать и интересоваться всем вокруг. Адаптация также зависит от внутрисемейного климата, поэтому стоит обратить внимание и на него.
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году в России
При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.
Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.
Математика
Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:
- счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
- вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
- сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
- делать картинки из геометрических фигур, называть их;
- делить группу предметов на равные части;
- называть количество предметов и находить цифровое обозначение.
Развитие речи
Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:
- рассказать стишки, пересказать сказки;
- повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
- описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.
Культура и общение
Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:
- здороваться, прощаться;
- если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
- в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
- в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
- во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
- не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.
Моторика
Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:
- держит пишущие и рисующие принадлежности;
- проводит прямую линию без линейки;
- перерисовывает по образцу простые фигуры;
- лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
- штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.
Психологическая и физическая готовность к школе, и что делать есть ребенок не готов
Принимая решение о поступлении ребенка в первый класс, необходимо учитывать его готовность к школе. Родители могут не только проследить этот момент, но и скорректировать его, если есть еще время.
Сложное усвоение чтения печатных букв или письма | Прежде чем обучаться чтению или письму, нужно начинать с основ: освоить моторику, улучшить внимание, натренировать память. Нельзя перескочить эти этапы, и если есть проблемы в чтении, то стоит усилить упражнения на освоение простейших навыков. Когда мозговые структуры дозреют до более сложных задач, то переходить к ним. |
Не может сделать звукобуквенный анализ | С помощью игровых упражнений нужно объяснить ребенку разницу в понятиях звука, слога, слова, как определить глухость и звонкость, твердость и мягкость звуков речи. |
Ребенку сложно решить простые логические задачи, слабая зрительная и слуховая память, невнимательность, мелкая моторика недостаточно развита. | Такие симптомы становятся заметными уже в возрасте 4-5 лет и лучше сразу начинать коррекцию. Можно подобрать целый цикл упражнений «от простого к сложному» на каждый из навыков. Главное не давить на ребенка и выбирать задания в формате игры. |
Замена одного звука другим в речи. Например, вместо «река» говорит «йека», заменяя «р» на «й». | Лучше сразу обратиться к логопеду, чтобы он поставил правильный звук, и это не отразилось на письме. |
Несформирована лексико-грамматическая категория речи. Идет видоизменение окончаний и слов. Например, вместо «цыпленок» говорит «курчонок», не «дождливая погода», а «дождиковая». | Хорошо помогут различные составления рассказов по картинкам, упражнения на придумывание концовок рассказа. Также ряд упражнений на развитие связной речи поможет ребенку лучше освоить этот навык. |
Лучше за год до поступления в школу обратиться к специалисту, чтобы он определил, есть ли пробелы в навыках и что именно, а главное как нужно подтянуть. Тогда можно будет без спешки подготовить ребенка и облегчить ему адаптацию.
Как пройти собеседование в школу
Часто родители при собеседовании основной акцент ставят на обучение, но немаловажную часть занимает и психологическая подготовка, которая расслабит малыша и даст ему показать весь свой уровень развития.
Советы, которые помогут при прохождении собеседования в школу:
- обязательное присутствие во время тестирования. Если оба родителя смогут прийти, это будет большим плюсом и поддержкой.Дети зачастую стараются получить одобрение родителя в процессе, поэтому их присутствие станет еще и дополнительной мотивацией;
- не вмешивайтесь в процесс. Во-первых, это отвлекает и переключает ребенка, а во-вторых, дает ему повод усомниться в правильности собственных ответов, и он будет ждать дальнейших подсказок;
- день тестирования лучше организовать так, чтобы перед ним можно было прогуляться с ребенком, поговорить на отвлеченные темы, посмеяться, напитать ребенка положительными эмоциями. Идти сразу после сна или еды лучше не стоит, так как ребенок будет еще расслаблен;
- обязательно расскажите или проиграйте, куда вы идете. В общих чертах обрисуйте как что будет проходить, но не завышайте важность, чтоб не испугать;
- не нервничайте сами, так как тревожность родителей обязательно передастся ребенку.
Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:
- Грамматика:
- знание всех букв алфавита, правила их написания как с большой, так и маленькой буквы, печатными и прописными;
- умение определить мягкие, твердые, гласные и согласные звуки и буквы; знать, как они пишутся;
- составление до 5 предложений на заданную тематику, самостоятельно проставлять ударение;
- навыки звукового и зрительного диктанта;
- чтение слов по правилам орфографии и орфоэпии;
- плавное чтение по слогам со скоростью не ниже 35 слов в минуту.
Математика:
- счет до 100, определение предыдущего и последующего числа, однозначного и двузначного;
- знать, что двузначное число состоит из десятков и единиц, уметь вычислять в пределах 20;
- ориентироваться в определениях: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
- знать единицы измерения длины;
- решать задачи с простым условием на сложение, вычитание, сравнение.
- решение задач на два действия.Памятка родителям первоклассника
Русский язык:
- по интонации различать восклицательное, вопросительное и простое предложение;
- знать пословицы и поговорки с учетом возраста;
- строить предложения и оформлять (знаки препинания);
- различать звуки и буквы (определение в слове их количества), гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые, мягкие, глухие и звонкие);
- знать правила переноса и деления на слоги, проставлять ударения.
Окружающая среда. Знание таких тем:
- солнечное и лунное светило. Их форма, основная информация. Звезды;
- разнообразие камней;
- растения, их части. Деревья, кусты, трава;
- виды животных, насекомых, птиц, рыб;
- живая природа, ее признаки, условия существования всего живого, охрана окружающего мира. Экология;
- неживая природа и ее признаки. Разное состояние воды (лед, снег, пар).
- времена года;
- основы личной гигиены;
- правила поведения на воде, на дороге, в быту. Определение необходимых дорожных знаков, правила дорожного движения, переход улицы;
- реки, озера, водоемы;
- виды транспорта и сферы их использования;
- овощи, фрукты, их влияние на организм человека;
- планета, страна, город и основная информация о них;
- профессии.Обязанности и права родителей
Также ребенок должен уметь:
- отличать живую природу от неживой по основным признакам;
- называть представителей каждой группы растений и животных, по несколько штук;
- различать изученных животных, рыб, транспорт, времена года, водоемы, профессии;
- вести наблюдение за изменениями природы, объяснять важность ее охраны;
- соблюдать изученные правила безопасности.
Первый класс – важный период не только для первоклассника, но и для его родителей, которые начинают подготовку уже заранее.
Чтобы помочь ребенку легче справляться с заданиями в школе, необходимо начать его развитие с детства.
Но если за год до тестирования видно, что малыш отстает, то рекомендуем обратиться к специалистам, которые подкорректируют методы обучения и помогут выровнять уровень подготовки до необходимого.
Источник: https://kaknazvat.com/deti/znaniya-rebenka-pri-postuplenii-v-1-klass/
Что теперь должен знать российский первоклассник по основным предметам?
Федеральный государственный образовательный стандарт снова обновляют. На этот раз создатели ФГОС сосредоточили свое внимание на более четких предметных результатах по всем предметам во всех классах, чем были до этого. Обсуждение ФГОС будет идти до конца месяца, общественность может принять участие и высказать свои замечания и пожелания.
Мы внимательно полистали новый проект и выписали из него все предметные требования к знаниям, которые получают дети к концу каждого года обучения.
Иными словами, вот список того, чему должна научить школа, если она несет ответственность за качество образования, или родители, если они учат ребенка сами.
Начнем по порядку – с первоклассников и с того, что они должны усвоить к концу первого года обучения.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Окружающий мир один из предметов, который встречает непонимание у многих родителей. Многих окружающий мир просто возмущает. Родители говорят, что в нем нет последовательности, нет концептуальности, он поверхностен и нелогичен.
И непонятно, что конкретно по нему надо знать. Что ж, в новом ФГОС НОО (начального общего образования) будет довольно четко прописано, что именно должен знать ученик.
Эти предметные результаты будут спрашиваться на промежуточной аттестации (то есть, при переводе во второй класс).
- Знать имена, отчества и фамилии всех членов своей семьи, а также знать профессии родителей и бабушек с дедушками.
- Знать название своего населенного пункта, его статус (село, город, столица), район, край или область, а также точный адрес школы и дома.
- Знать и приводить примеры достопримечательностей и культурных традиций своего края или области.
- Понимать и объяснять разницу между миром живой и неживой природы.
- Отличать рукотворные объекты от природных.
- Отличать фрукты от овощей и приводить примеры.
- Знать простое строение растений, уметь назвать части растения – корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
- Понимать разницу между дикорастущими и культурными растениями, между лиственными и хвойными.
- Отличать животных по признакам и объединять по группам – птицы, рыбы, насекомые, звери.
- С помощью опорных слов уметь составить описание самых распространенных в своем регионе растений по плану: дикорастущее или культурное растение, лиственное или хвойное, вид – дерево, кустарник или трава.
- С помощью опорных слов уметь составить описание животного, выделить их существенные признаки (перья, клюв у птиц, чешуя, жабры – у рыб и т.д.)
- Уметь вести простейшие фенологические наблюдения – наблюдать за погодой, за сезонными изменениями в природе, с помощью взрослого проводить опыты и измерения.
- Уметь находить ответы на вопросы в небольших текстах о природе и обществе.
- Знать и соблюдать правила безопасного поведения: на природе, на дороге, на улице, дома, в школе, на учебном месте, в интернете.
- Знать и соблюдать правила дорожного движения, правила пешехода, безопасного передвижения на роликах, велосипеде, самокате.
Это все. Если все это ваш первоклассник может назвать без труда, значит, курс окружающего мира за учебный год им был усвоен.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пока у родителей вызывают вопросы такие моменты как логопедические проблемы детей, из-за которых не удастся выполнить требование стандарта правильно произносить все буквы, а также раздражает правильное соединение букв и расплывчатое «первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации». Но, скорее всего, на практике все будет проще – и с произношением, и с многообразием языков (знать их наверняка не надо, а только перечислить, какие есть). Вот полный «пакет» знаний и умений, которые будут «прощупывать» по русскому (оценку все равно в первом классе ставить не будут, только «усвоено»/«не усвоено»).
- Понимать прослушанный или прочитанный текст.
- Составлять небольшие тексты из нескольких предложений по сюжетным картинкам или собственным наблюдениям.
- Вычленять звуки из слова, правильно их произносить.
- Различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие/твердые и звонкие/глухие согласные.
- Определять ударный слог в слове.
- Делить слово на слоги: слова предъявляются для проверки самые простые – из 2-3 слогов без стечения согласных, типа «молоко», «папа», «банан». И знать правила переноса таких слов по слогам.
- Знать русский алфавит, правильно произносить названия букв в нем.
- Понимать разницу между буквами и звуками, уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком в конце слова, а твердость согласных звуков обозначать на письме буквами А, О, У, Ы, Э.
- Письменные буквы и их соединения должны быть разборчивыми, без искажений.
- Знать правила написания прописных букв (в именах, кличках, названиях и пр.) и писать их без искажений.
- Уметь находить в тексте описки и орфографические ошибки на изученные правила и исправлять их.
- Находить в тексте слова, значение которых еще неизвестно, и уметь искать значение в словарях.
- Различать слово и предложение, выделять слова из предложений и уметь составлять предложения из набора данных форм слов.
- Правильно оформлять на письме предложения: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится необходимый знак препинания.
- При чтении вслух выбирать правильную интонацию, делать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения.
- Правильно списывать слова и предложения объемом не более 20 слов, писать под диктовку слова и предложения, которые состоят из 3-5 слов, тексты объемом до 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Это основы знаний по русскому языку, которые получают первоклассники по стандарту.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Техника чтения всегда была в начальной школе, но сегодня ее нормативы вызывают жаркие споры среди родителей, чьи дети дислексики или испытывают затруднения в чтении по каким-то другим причинам, они выступают за то, чтобы снизить нормативы. Другие родители, наоборот, считают нормативы заниженными и рекомендуют стандарту повысить требования к скорости чтения учеников, сравнивая их с советскими показателями. Давайте посмотрим, как должны читать нынешние первоклассники.
- Темп чтения вслух – не менее 20 слов в минуту (не оценивается). Чтение должно быть плавным, послоговым, с переходом на чтение полными словами, без пропусков и перестановок букв и слогов.
- Чтение должно быть осознанным, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
- Понимать содержание прочитанного или услышанного текста и отвечать на вопросы по содержанию, подтверждать ответ примерами из текста.
- Различать некоторые жанры малого фольклора – потешки, загадки, считалки. А также жанры художественной литературы – рассказы и стихотворения.
- Отличать народные сказки от литературных.
- Определять последовательность событий в произведении.
- Давать характеристику и оценку (положительную или отрицательную) поступкам героев.
- Отличать прозаическую речь от стихотворной.
- Осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о произведении.
- Формулировать свое впечатление от произведения (не менее двух предложений).
- Задавать вопросы по содержанию произведения.
- Пересказывать основное содержание произведения, соблюдая последовательность изложения событий (с помощью опорных слов, картинок, схем, вопросов, предложенного плана).
- Сочинять небольшие тексты по предложенному началу.
- Ориентироваться в книге по ее визуальным компонентам: обложке, оглавлению, иллюстрациям.
- Объяснять незнакомые слова, прибегая к помощи словаря.
МАТЕМАТИКА
Одна из действительно серьезных претензий к математике в начальной школе со стороны родителей заключается в том, что предмет совершенно не учитывает основ информатики, что для современного мира кажется противоестественным.
Посмотрим, как на это будут реагировать составители ФГОС при окончательном варианте стандарта, но, скорее всего, азы информатики в новый ФГОС так и не войдут.
А вот что входит, или какими компетенциями должны обладать первоклассники по обновляемому стандарту:
- Оперировать с числами от 0 до 20: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать, пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта.
- Уметь считать двойками и пятерками.
- Осуществлять разбиение четного числа в пределах 20 пополам.
- Называть числа, большие или меньшие данного числа на заданное число.
- Выполнять разностное сравнение чисел.
- Выполнять сложение: называть компоненты этого арифметического действия (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма), понимать и применять переместительное свойство сложения, понимать взаимосвязь компонентов сложения. Находить неизвестный компонент сложения.
- Выполнять вычитание: называть компоненты этого арифметического действия (уменьшаемое, вычитаемое, разность), понимать взаимосвязь компонентов.
- Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, уметь ставить вопросы к задаче, выделять условия, устанавливать зависимости между данными и искомыми значениями, уметь применять схемы при решении, уметь оформлять решение задач согласно правилам оформления.
- Оперировать с понятием «длина»: сравнивать объекты по длине, знать и использовать единицы длины – сантиметр, дециметр. Соотносить сантиметры и дециметры между собой. Измерять длины реальных объектов с помощью линейки или некоторой мерки.
- Знать следующие плоские геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. И объемные – куб и шар. Уметь нарисовать от руки на нелинованной бумаге или поверхности, но с помощью инструментов: треугольник, прямоугольник, многоугольник, круг. Квадрат уметь чертить на бумаге в клетку. Уметь чертить отрезки заданной длины. Уметь копировать изображения из точек и отрезков.
- Различать право и лево с точки зрения другого человека.
- Понимать и объяснять соотношения между объектами: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под.
- Распознавать истинные и ложные логические высказывания (речь об элементарных примерах)
- Уметь классифицировать объекты по заданному признаку.
- Находить закономерности в ряду объектов.
- Уметь работать с таблицами: называть строки и столбцы, вносить данные в ячейки таблицы, извлекать данные для необходимых арифметических и логических операций.
- Дополнять рисунки и схемы числовыми данными.
- Следовать простейшим алгоритмам при вычислениях, измерениях, построениях.
Вот и вся математика для первого класса.
О предметных требованиях к первоклассникам по музыке, ИЗО, технологии и физкультуре читайте в следующем посте.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы об обучении детей в школе и дома.
ФГОС читала Оля Иванова
Источник: https://zen.yandex.ru/media/detidoma/chto-teper-doljen-znat-rossiiskii-pervoklassnik-po-osnovnym-predmetam-5ca57a71d677b400b3b8b411