Пдд уступить дорогу

Содержание
  1. Преимущество в движении
  2. Преимущество (приоритет)
  3. дорога
  4.  Уступить дорогу
  5. Правило «правой руки»
  6. Итоги
  7. Знак уступи дорогу на перекрестке: как выглядит, что означает по ПДД
  8. Где устанавливают знак
  9. Трактовка по ПДД
  10. Одиночный знак
  11. Сочетание знака с другими символами
  12. Смежные знаки
  13. Уступи дорогу и другие участники движения
  14. Санкции за правонарушение
  15. Смотрите, какая тема — Нарушитель ПДД не имеет преимущества, ему не нужно уступать – это правда?
  16. Что случилось?
  17. Что сказал Верховный суд?
  18. Тонкости преимущества у нарушителя в 2020 году
  19. Кому не нужно уступать дорогу?
  20. “Обочечники”
  21. Односторонняя дорога
  22. Перекрёстки
  23. На светофоре
  24. Пешеходы и велосипедисты
  25. Уступить дорогу пешеходу
  26. В каких местах пешеходам разрешается переходить дорогу
  27. В каких случаях автомобиль должен уступить дорогу пешеходу
  28. Что означает уступить дорогу пешеходу
  29. Про пешеходный переход
  30. Предыдущая редакция пункта 14.1 ПДД
  31. Новая редакция пункта 14.1 ПДД
  32. Ответственность за непропуск пешехода
  33. Решение Верховного Суда N АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 г
  34. Предыдущая редакция пункта 14.2 ПДД
  35. Новая редакция пункта 14.2 ПДД
  36. Обязанности пешехода
  37. Теория и практика
  38. регистратор и свидетель

Преимущество в движении

Пдд уступить дорогу

Одной из центральных проблем ПДД являются вопросы преимущества или же его отсутствия. Дорожное движение специально организовано таким образом, чтобы свести к минимуму несогласованность этих двух понятий. Поэтому практически всегда (за редчайшим исключением) проблема преимущества решается четко: у кого-то оно есть, а кто-то должен уважать чужое преимущественное право. Третьего не дано!

И если все участники дорожного движения будут свято выполнять эту заповедь, то практика ДТП сведется к минимуму. Или совсем исчезнет.

Не верится? Попробуем доказать на примере!

Типичная ситуация: ДТП на перекрестке. Причина – непредоставление преимущественного права на проезд транспортному средству, обладавшему приоритетом. Поэтому-то уважение к преимуществу другого участника движения – главный принцип безаварийной езды!

Именно поэтому вопросы преимущества в движении представляются наиболее важными и актуальными. Акцентируем на них особое внимание.

Преимущество (приоритет)

Преимущество в ПДД – это право и принцип, которые могут быть применены только в рамках реального дорожного движения. И ПДД регламентируют вопросы приоритета с одной целью – упорядочение дорожного движения и обеспечение максимальной безопасности его участников.

Цель Правил – таким образом отрегулировать активность всех участников движения, чтобы их деятельность, с одной стороны, укладывалась в какую-то стройную систему (а она и есть дорожное движение), а с другой, — не приводила бы к ДТП.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Если упростить указанное определение, то лицо или транспортное средство, пользующиеся приоритетом (или преимуществом), могут выполнить задуманное раньше других – проехать, пройти, повернуть и т.п.

Рассмотрим наиболее характерные примеры приоритета.

1. Приоритетом пользуются пешеходы, пересекающие проезжую часть (или трамвайные пути) по нерегулируемому пешеходному переходу.

К сожалению, нарушение данного принципа очень часто приводит к страшным, чудовищным последствиям.

Именно поэтому особые правила проезда пешеходных переходов выделены в специальный раздел ПДД (14 раздел).

2. Преимуществом пользуется трамвай в случаях, когда трамвайные пути пересекают проезжую часть вне пределов перекрестка (кроме случаев выезда трамвая из депо).

Игнорирование водителями этого принципа преимущества или даже элементарная невнимательность водителя при проезде трамвайных путей также ведет к серьезным ДТП.

Вообще, рельсовые транспортные средства требуют к себе повышенного внимания.

3. Преимуществом обладают спецавтомобили с специсигналами (звуковыми и световыми), выполняющие оперативное задание.

Долг рядового водителя и пешеходов – предоставить им право первоочередного проезда.

4. Преимуществом обладает маршрутное транспортное средство, которое в населенном пункте отъезжает от места обозначенной остановки.

Кстати, данное правило очень часто игнорируется водителями, которые – по незнанию или намеренно – не замечают трогающиеся от остановки «маршрутки».

Мы рассмотрели далеко не полный перечень случаев, когда определенный круг участников дорожного движения обладает преимуществом по отношению к другим субъектам. И, как показывает российская практика, принципы преимущества (или приоритета) часто нарушаются. А ДТП становится неприятным, но закономерным результатом этого нарушения.

Итак, приоритет – это незыблемое право водителя транспортного средства или пешехода совершить задуманные действия первым. Самым распространенным преимуществом водителя, дарованное ему Правилами, является его нахождение на главной дороге.

дорога

дорога – это основное, самое распространенное понятие, с которым сталкивается водитель в рамках дорожного движения.

Забегая вперед, скажем, что, двигаясь по главной дороге, водитель обладает преимуществом перед теми участниками, которые на ней не находятся.

Определение из ПДД (п.1.2):

« дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7, 5.

1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Достаточно емкое и сложное определение. Попробуем разбить его на составляющие, чтобы понять и уяснить основные примеры главной дороги. Но предварительно заметим одно: главная дорога может быть таковой только на каком-то пересечении. В противном случае, — бессмыслица: дорога может быть признана главной только по отношению к какой-то иной дороге – не являющейся на пересечении главной!

1. дорога обозначена особыми знаками.

Самый простой способ определить «главность» дороги – это увидеть на своем пути через перекресток следующие дорожные знаки.

Иными словами, проезжая пересечение под указанные дорожные знаки, водитель будет пользоваться приоритетом перед теми участниками движения, которые въезжают на данное пересечение с второстепенной дороги.

Однако водитель не должен забывать: на любом перекрестке есть — как минимум! – два въезда с главной дорогой. И приоритет любого из «главных» участников определяется иными разделами и принципами ПДД.

2. дорога – это дорога с твердым покрытием по отношению к дороге с грунтовым покрытием.

Это правило активно применяется на практике при пересечении дорог с полевыми, лесными и прочими дорогами, которые не всегда целесообразно (хотя бы с точки зрения экономии) снабжать такие пересечения (перекрестки) знаками приоритета.

Вот здесь важно не ошибиться! Брусчатка и бутовый камень – это тоже твердое покрытие. Как и асфальт! И мощеная кирпичом, забетонированная, выложенная ж/б плитами дорога будет равнозначной по отношению к заасфальтированному участку дороги. Это все – твердое покрытие! И, следовательно, указанное правило приоритета здесь работать не будет.

Дороги с различным твердым покрытием будут равнозначными.

И вот еще что! Небольшое «ушко» из асфальта на границе пересечения с «твердой» дорогой не делает грунтовку равнозначной.

Пресловутое «ушко» создано специально для того, чтобы водитель, выезжающий с грунтовки, остановился на заасфальтированном участке и почистил колеса своего авто от налипшей на них грязи и прочих атрибутов грунтового покрытия (чтобы не везти всю эту пакость на скоростное шоссе).

3. дорога – это дорога по отношению к любым выездам с любых прилегающих территорий.

Вспомним, что прилегающая территория – это территория, которая непосредственно примыкает к дороге. И такими участками считаются дворы, АЗС, стоянки и пр. А еще мы знаем, что выезды с прилегающей территории не считаются перекрестками.

Теперь важно запомнить и то, что на пересечениях, связанными с такими выездами, главной будет любая дорога, на которую выезжают водители с прилегающих территорий.

И это правило работает вне зависимости от установки знаков приоритета на таких пересечениях.

Таким образом, главная дорога может обозначаться тремя способами:

  • знаками приоритета, указывающими на преимущественное право, и знаком «Автомагистраль» (5.1);
  • отношением дороги с твердым покрытием (главной) к грунтовой (второстепенной);
  • отношением дороги (главной) к выезду с прилегающей территории.

 Уступить дорогу

Оборотной стороной приоритета является требование уступить дорогу. Логика движения как раз и определена одновременным требованием к водителям – либо воспользоваться своим преимуществом, либо  уступить дорогу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Несмотря на громоздкость определения, понять его совсем не сложно. Участник движения, который обязан уступить дорогу, должен сделать все возможное и необходимое для того, чтобы никакими своими действиями не создать помех участнику движения, который в данный момент обладает приоритетом.

Очень частый случай: уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе. Это – святое дело!

Заметим, что традиционно водители ассоциируют понятие «уступить дорогу» с понятием «пропустить». Это не совсем правильно, но очень близко к реальности на прикладном, практическом уровне.

В действительности же требование «Уступить дорогу» весьма коварное. Оно не означает безоговорочного требования – обязательно остановиться и пропускать приоритетного участника движения, преданно наблюдая, как он проезжает или проходит мимо.

Это очень тонкая материя, но это надо понять.

Уступить дорогу – это требование не создать помехи тому участнику, который пользуется в данный момент приоритетом. И если своими действиями мы не сможем создать этих самых помех, то имеем право продолжить выполнение действия, задуманного нами (маневра, движения и пр.).

Для демонстрации этого утверждения приведем несколько примеров.

Пример первый.

Водитель грузовика, находящийся на главной дороге, собирается поворачивать налево, а мы – направо. Наши траектории – в принципе! – не пересекаются. Поэтому мы можем продолжить движение, не создавая помех грузовику. В этом случае мы выполним требование знака «Уступите дорогу», но, только убедившись, что мы не создаем ему помех.

Пример второй.

Водитель легкового автомобиля собирается начать движение. Его обязанность – уступить дорогу уже двигающимся по проезжей части транспортным средствам. Но грузовик идет по второй полосе, и водитель легкового автомобиля своими действиями не создаст ему помех. В принципе! Именно поэтому он может начать движение, ибо не нарушит требование — уступить дорогу грузовику.

Пример третий.

Мотоциклист, судя по дорожным знакам, на узком мосту пользуется преимуществом.

Однако велика вероятность, что, проезжая по данному узкому участку дороги одновременно с мотоциклистом, мы не затрудним ему движение (из-за его незначительных габаритов).

В принципе! Поэтому, убедившись в последнем обстоятельстве, мы можем выезжать на мост параллельно с мотоциклистом. Но только не создавая ему помех!

И еще один момент. У многих водителей понятие «Уступить дорогу» связывается исключительно с одноименным знаком приоритета – «Уступите дорогу».

На самом деле это понятие значительно шире. Как и значительно шире вопросы приоритета, которые не ограничиваются знаком « дорога». Важно запомнить, что наличие преимущества у одного участника движение автоматически означает требование уступить дорогу (то есть не создавать помех), предъявляемое к другим участникам.

В этом и заключается логика безаварийного движения!

Правило «правой руки»

Нет такого правила в ПДД. Точнее, оно есть, но именно такого понятия не существует. Это — изобретение самих водителей, преподавателей ПДД, инструкторов по практическому вождению — «правило правой руки», «береги правый бок», «помеха справа». И звучит это правило так: надо уступить дорогу помехе справа.

Правило из ПДД (п.1.2):

В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

К сожалению, несведущие водители применяют этот принцип налево и направо, не считаясь с требованиями, которые предъявляются к данному правилу. А напрасно! У правила «правой руки» есть условия, при которых оно работает (и при которых оно применяться не может и не должно).

Давайте рассмотрим это правило подробнее.

Представим перекресток, не обозначенный ни знаками приоритета, ни светофорами. И регулировщик сюда тоже не успел добраться. Как же разъехаться транспортным средствам на таком перекрестке?

По правилу «правой руки»! Водитель, имеющий помеху справа, обязан уступить этой помехе дорогу. Проще – пропустить!

Когда же мы можем применять это правило?

1. Очередность проезда не должна оговариваться в Правилах.

Это принципиальное требование: действия водителей, разъезжающихся по правилу «правой руки», не должны быть регламентированы иными нормами ПДД. Только в этом случае можно применять данный принцип приоритетности.

2. Участники движения должны быть равнозначными.

Так, нельзя применять правило «правой руки» в системе отношений «пешеход – транспортное средство».

Также нельзя применять это правило в системе «трамвай – безрельсовое транспортное средство».

Эти отношения регламентированы Правилами, поэтому в отношении них и нельзя применять правило «правой руки».

И еще один момент. Указанное правило универсально, оно может применять в любых ситуациях, но при соблюдении двух рассмотренных выше условий. И, конечно же, траектории движения должны пересекаться.

Простая проверка КБМ водителей по базе АИС РСА для ОСАГО в некоторых случаях поможет получить скидку при оформлении полиса.

Как оплатить парковку в Москве по СМС или другими способами.

Горит Check в машине https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/chto-znachit-check-engine.html возможные причины.

Итоги

Подводя итоги рассмотрению блока понятий ПДД, связанных с преимуществом (или его отсутствием) следует резюмировать: неукоснительное соблюдение принципов приоритета – это главное условие безаварийной езды. Каждый водитель должен это понимать и безоговорочно принимать это в качестве главного правила своей водительской жизни.

Может заинтересовать:

Источник: https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/ponyatiya/preimushhestvo-v-dvizhenii.html

Знак уступи дорогу на перекрестке: как выглядит, что означает по ПДД

Пдд уступить дорогу

Одним из распространённых символов, расположенным на перекрёстках дорог, является знак, информирующий о необходимости пропуска других автомобилей. Он выглядит, как перевёрнутый белый равносторонний треугольник с красной окантовкой. Его относят к символам, отражающим приоритет при движении транспортных средств, и носит кодовое обозначение 2.4.

Где устанавливают знак

Данный знак используется на пересечении дорог, для отражения того, кто имеет приоритетное право проезда.

К основным ситуациям относятся:

  • перекрёстки с двумя пересечениями и более;
  • круговое движение.

В обоих вариантах знак уступите дорогу обозначает второстепенное направление и главную дорогу. Что касается места установки, то в рамках населённого пункта он ставится не далее чем в пятидесяти метрах, а за городом в ста пятидесяти метрах от перекрёстка. Когда на трассе кольцо, то перед въездом в него.

Если на дороге есть светофор, то знак играет вторую роль. То есть руководствоваться им следует только при отключённом или сломанном сигнальном огне.

В ряде ситуаций дорожный символ дополняют разметкой. Она представляет собой нанесённые на асфальт белые треугольники, указывающие на главную трассу и конкретное место торможения автомобиля при пропуске других транспортных средств.

Знак уступи дорогу означает приоритет, но не запрещает проезд без остановки в отличие от STOP.

Трактовка по ПДД

Все дорожные знаки подразделяются на несколько групп. Рассматриваемый знак относится к символам, показывающим приоритетность движения.

В правилах дорожного движения уточнено, что смысл знака сводиться к тому, что автомобиль, едущий по пути, где установлен символ, должен дать проехать машинам на главной дороге.

В ряде случаев требуется полная остановка транспортного средства, если на пересекаемой дороге сильный поток.

Пропустить водитель обязан не только другие автомобили, но и иные транспортные средства:

  • двухколёсные мотоциклы;
  • велосипеды и мопеды.

Если автомобиль, движущийся по главной трассе, съезжает на второстепенную или делает разворот, то сохраняет свой приоритет до конца манёвра.

После перекрёстка действие символа заканчивается и если дорога по-прежнему носит второстепенный характер, то знак устанавливается перед следующей пересекаемой дорогой.

Одиночный знак

Знаки уступи дорогу ставятся на противоположных сторонах второстепенной дороги, а на основной ставят соответствующие символы.

Если дорога регулируется исключительно дорожными знаками, то последовательность проезда следующая:

  1. Первыми двигаются автомобили, которые выехали с главного пути и либо направляются прямо, либо поворачивают направо.
  2. Второй приоритет у ТС, поворачивающих влево с основной трассы.
  3. Далее право проезда у машин со второстепенных дорог, которые следуют прямо или вправо.
  4. В самом конце действуют автомобили, сворачивающие налево и едущие с не главной дороги.

На развилке, где движутся два средства передвижения по основной дороге, машина обязана пропустить их оба.

Сочетание знака с другими символами

Часто знак уступи дорогу сопровождается дорожным символом с номером 8.13, указывающим изменение направления главной дороги. Бывают случаи, когда основная проезжая часть меняет схему движения, поворачивает направо или налево.

При такой ситуации автомобиль, следующий по второстепенному пути, обязан дать проехать всем транспортным средствам, следующим по основной трассе.

Машины с главной дороги будут двигаться следующим образом:

  • с какой-то из сторон;
  • напротив.

Правильное чтение знака позволит определить не только статус дороги, на которой находится водитель, но и приоритет полос движения после перекрёстка.

При изменении направления главной дороги, водитель, едущий по ней, действует следующим образом:

  • анализирует переход приоритета;
  • планирует своё движение, помня о том, что он имеет первостепенное право проезда;
  • определяет наличие помехи справа;
  • продолжает движение, не нарушая ПДД.

За пределами населённых пунктов используется предупреждающий знак. Символ дублируется за несколько сотен метров и под ним закрепляется табличка с расстоянием до перекрёстка. Таким образом, это подготавливает водителя к тому, что его ждёт.

Также часто уступи дорогу дополняется символом, запрещающим проезд без остановки. Это обозначает, что при всех обстоятельствах водитель обязан остановить транспортное средство непосредственно перед перекрёстком или специальной дорожной разметкой.

При наличии работающего светофора знак теряет свою силу. Останавливаться обязательно при красном сигнале, а при зелёном – спокойно проезжать.

Смежные знаки

Знак уступи дорогу, как правило, используется одновременно с рядом других дорожных символов:

  1. дорога – жёлтый ромб с белой окантовкой – отражает преимущественное право проезда автомобилям в данном направлении при приближении к перекрёстку.
  2. Конец главной дороги – аналогичен предыдущему, только имеет косые линии, перечёркивающие сам символ – он означает, что далее дорога будет равнозначной. И только знак уступить дорогу по ПДД сделает её второстепенной.
  3. Пересечение или примыкание неравнозначной трассы – белый треугольник с красной окантовкой, на котором жирная чёрная вертикальная черта и тонкая горизонтальная. Знак показывает водителям, следующим по главной дороге, что впереди перекрёсток, на котором они имеют приоритет.
  4. Преимущество встречного движения – белый круг с красной окантовкой, на котором две стрелки. Такой символ устанавливается на участках, где либо идут ремонтные работы, либо по иным причинам осложнено движение. Информация указывает на то, что водитель уступает проезд встречным машинам.

Все вышеперечисленные знаки показывают приоритет движения и помогают автовладельцам ориентировать на трассе. Как выглядит знак уступи дорогу и фото его – перевёрнутый белый треугольник с красной окантовкой.

Иногда у водителей возникает вопрос с определением главной и второстепенной дороги, если ни одного знака не установлено. Подсказкой будет покрытие трассы, ширина и качество пересекаемых линий. Главной признаётся та, у которой твёрдое покрытие. Притом, даже если у второй асфальтирован въезд на перекрёсток – она не становится равнозначной.

Символ, требующий пропуска, распространяет своё действие на все движущиеся транспортные средства.

Уступи дорогу и другие участники движения

Согласно ПДД рассматриваемый дорожный символ регулирует исключительно движение транспортных средств. Таким образом, преимущества для пешеходов не предусмотрено.

Но требуется учесть ряд нюансов:

  1. Если человек уже на проезжей части, то автолюбитель обязан притормозить и пропустить его, даже в случае, когда пешеход нарушает правила.
  2. Существуют обстоятельства, при которых автолюбители должны пропустить пешеходов: наличие зебры или регулируемого перехода.
  3. При выезде с территории на главную автодорогу прохожие на тротуаре имеют приоритет над машинами.

Переходящий дорогу человек имеет преимущество над автомобилем, если одновременно он завершает пересечение дороги, а водитель машины свой манёвр – поворот. Знак уступи дорогу и картинка действий отражены во многих тестах по правилам дорожного движения.

В некоторых сочетаниях знак приобретает не только информационную роль, но и предупреждающую, например, с символом о запрете проезда без остановки.

Санкции за правонарушение

Несоблюдение правил дорожного движения создаёт потенциально опасную аварийную ситуацию. Следование указаниям ПДД – залог безопасной езды и гарантия спокойствия на дорогах. Если водитель по невнимательности или умышленно проигнорировал указание такого дорожного знака, как уступи дорогу, то ДТП не произойдёт только при своевременной реакции со стороны других автовладельцев.

Основной формой наказания является штраф, устанавливаемый Административным кодексом РФ.

Размер санкций выглядит следующим образом:

  1. Если в результате нарушения автомобиль на главной дороге вынужден был притормозить и предпринять действия в направлении нейтрализации аварии, то штраф составит тысячу рублей.
  2. В случае, когда за правонарушением последовал наезд на велосипедиста – одна тысяча пятьсот рублей.
  3. Помимо штрафа водителя лишают прав на срок до одного года, если после его действий другие участники движения вынуждены были прибегнуть к экстренному торможению и выезду на встречную полосу.

Все штрафы оплачиваются в течение тридцати дней, в противном случае начисляют пени, и сумма выплаты увеличивается.

Штраф назначается при самом нарушении, если оно привело к ДТП, то на виновника будет наложена и гражданская ответственность, а возможно и уголовная.

Большинство аварий на нерегулируемых перекрёстах – следствие нарушения правил дорожного движения.

Рекомендуется серьёзно относиться к указанным дорожным знакам, даже если в пределах видимости нет других транспортных средств.

Несмотря на то, что уступи дорогу знак фото, которого есть в интернете, носит информационный характер, его игнорирование регулярно приводит к ДТП. Равнозначные перекрёстки проезжаются при учёте помех справа.

Источник: https://avtoved.com/pdd/znaki/ustupi-dorogu

Смотрите, какая тема — Нарушитель ПДД не имеет преимущества, ему не нужно уступать – это правда?

Пдд уступить дорогу

Начнём мы с самого главного. Виновником в любом ДТП является тот, кто что-то нарушил ПДД, чаще всего. И именно нарушение одним участником Правил и отсутствие нарушения у другого определяет виновность первого. Если же обоим участникам вменяется штраф или другое наказание, то образуется обоюдная вина.

В этом и кроется важность отсутствия приоритета у нарушающего ПДД, которую определил Верховный суд в июне 2019 года. Таким образом, нарушитель не имеет преимущества – так работает судебная практика в 2020 году. Но это зависит от того, что конкретно нарушается, и имеет ли это связь с наличием приоритета.

Давайте подробнее обсудим данный вопрос!

Что случилось?

26 июня 2019 года Верховный суд России вынес важное Постановление Пленума, в котором разъяснил многие вопросы касательно правонарушений в области дорожного движения. Мы уже обсуждали разъяснения ВС РФ по части лишения прав за номера, а также по правилам освидетельствования на опьянение.

Но не менее важным было указание на ряд важных тонкостей касательно нарушения водителем ПДД и наличия у него преимущества при этом.

Что сказал Верховный суд?

Всего один небольшой абзац в документе более чем на 30 страниц поставил жирную точку в судебной практике. Вот официальная цитата:

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавший на перекрёсток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу. 

Обратите внимание, согласно Конституции, Верховный суд наделён полномочиями давать указания судам более низких инстанций по спорным вопросам. Это означает, что мировые, районные и прочие судьи обязаны руководствоваться процитированным выше разъяснением.

Впрочем, практика уже много лет назад сложилась таким образом, что преимущественно так всё и работало. Но как именно, давайте выяснять!

Тонкости преимущества у нарушителя в 2020 году

По сути, мнение об отсутствии преимущества у нарушителя ПДД кроется в игре терминологии в этом нормативном акте. Давайте проследим логику этого утверждения.

  1. Целый ряд пунктов ПДД предписывает водителям уступить дорогу. К примеру, 8.4 – при перестроении, 8.3 – при выезде с прилегающей территории, 13.5 – при движении под стрелку светофора с одновременно включенным красным сигналом и другие пункты.
  2. Между тем, сам термин “уступить дорогу” чётко описан в 1.2 Правил и означает, что вам запрещено продолжать, возобновлять движение или осуществлять манёвр, если это вынудит других участников, имеющих преимущество, изменить направление или скорость движения. То есть необходимость уступать дорогу чётко коррелирует с наличием приоритета у того, кому мы уступаем.
  3. Но и приоритет описан в том же пункте – это право на первоочередное движение в намеченном направлении.

Так почему же нарушитель не имеет преимущества? Всё дело в этом самом праве на первоочередное движение.

Логично умозаключить, что если у водителя не права на движение в намеченном направлении, то и приоритета не может быть.

 То есть в данном случае первоочередное движение чётко связано с таким правом – а раз нет права на движение, то и права быть первоочередным быть не может. Нарушитель не имеет приоритета, и точка!

  • Вы перестроились на “автобусную” полосу, руководствуясь разметкой, и “подбили” движущегося по ней в нарушение лётчика? Виноват именно лётчик.
  • Вы поворачивали направо из крайней правой полосы и столкнулись с “обочечником” – виноват “обочечник”.
  • Вы поворачивали налево на регулируемом перекрёстке, пропуская встречный транспорт, и ударились с выехавшим на красный свет “проскакуном”? И снова виновник – нарушитель.

Кому не нужно уступать дорогу?

Обратите внимание, что данное утверждение существует только в контексте ДТП. Иначе его не было бы смысла разбирать. То есть при уже случившемся ДТП мы расставляем приоритеты – точнее, это делает суд.

Расставление приоритетов помогает определить виновного в происшествии. А виновный возмещает причинённый ущерб (точнее, его страховая компания при наличии ОСАГО).

И здесь важен тот момент, что суды смотрят на причинно-следственную связь при определении вины (и степени вины при “обоюдке”). Они задают простой вопрос: отсутствие нарушения какого из участников помогло бы избежать ДТП?

Из это делаем вывод, что не все нарушения ведут к отсутствию приоритета. Например, если водитель едет в состоянии опьянения (о чём до аварии и не знает другой участник движения), а вы ему не уступите дорогу, выезжая со двора, то его нарушение не имеет связи с ДТП – авария произошла по причине неуступления дороги, а не пьяного водителя.

Или если автолюбитель остановился в неположенном месте, и в него въехал невнимательный водитель, то виновным почти во всех случаях признают въехавшего.

Судья обоснует это тем, что если бы вместо нарушающего правила остановки и стоянки был бы вполне законно стоящий автомобиль инвалида, которому разрешено стоять на данном участке дороге, или стоял сломанный автомобиль, насколько бы это позволило избежать происшествия…

Таким образом, концепция “нарушитель не имеет преимущества” не работает в следующих общих случаях:

  • ДТП со стоящим в нарушение ПДД автомобилем,
  • если единственное нарушение было в том, что водитель был пьян,
  • если этот же автолюбитель был не пристёгнут, разговаривал по телефону, перевозил непристёгнутого пассажира, 
  • ехал с перегрузом,
  • установил незаконный ксенон или светодиодные лампы (если не будет доказана причинно-следственная связь ослепления им и невозможности уступить ему дорогу),
  • и множество других ситуаций, когда такое нарушение вторым водителем не состоит в причинно-следственной связи с приоритетностью права движения.

А теперь давайте отдельно рассмотрим, при каких же нарушениях в 2020 году преимущество теряется.

“Обочечники”

Наиболее наглядная ситуация работы такой схемы – это когда вы едете по разрешённой полосе проезжей части и перестраиваетесь на обочину для остановки, например, допускаете ДТП с “обочечником”, которого вы таким образом подрезали.

В данном случае двигающийся по обочине красный автомобиль не имел права на такое движение по намеченной траектории, и потому обязанности уступать дорогу у синей машины нет было. Вина полностью должна лечь на “обочечника”.

Односторонняя дорога

То же самое касается и при движении нарушителя “против шерсти” по односторонней дороге. Если будет допущено ДТП, например, при перестроении из слепой зоны с двигающимся без нарушения Правил, то виноват будет первый.

Перекрёстки

И самый очевидный и универсальный случай – это ДТП на перекрёстках, куда можно отнести и “обочечников”, и двигающихся против хода по односторонней дороге.

В данном случае водителю грузовика запрещено выезжать на перекрёсток, за которым образовался затор. Поэтому у синего есть возможность повернуть налево, не создавая никому помех. Вот только по обочине движется красное авто, у которого нет преимущества, потому как двигаться в намеченном направлении у него нет права.

На светофоре

Или ситуация ещё прозаичнее. Водитель синей машины, выехав на перекрёсток на зелёный для поворота налево и дождавшись запрещающего сигнала, совершает манёвр, так как должен покинуть пересечение. Но на жёлтый свой жёлтый решает проскочить водитель красного авто, и происходит ДТП. И снова водитель красного не имел преимущества.

В данной схеме есть важный момент: нужно учитывать, что для остановки красному не требовалось экстренное торможение, иначе он имел права на проезд в намеченном направлении.

Аналогичная ситуация и при выезде из дворов и прилегающих территорий.

Пешеходы и велосипедисты

К нарушителям, теряющим преимущество при отсутствии права на движении по данной траектории, относятся не только водители автомобилей, но также и пешеходы и велосипедисты:

  • если пешеход переходит дорогу в неположенном месте либо даже вне границ перехода (они определяются знаками),
  • если велосипедист, не спешиваясь, переезжает по переходу, то он также не имеет преимущества перед водителем авто, который обязан уступать дорогу только пешеходам на переходах.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/narushitel-pdd-ne-imeet-preimushchestva-emu-ne-nuzhno-ustupat-eto

Уступить дорогу пешеходу

Пдд уступить дорогу

Действительность такова, что в ситуации дорожного столкновения между водителем и пешеходом (когда пешеход переходит дорогу), крайним остается водитель, как лицо, управляющее средством повышенной опасности.

Степень вины водителя оставим за кадром, но посмотрим на ситуацию, когда «дело» до физического столкновения не доходит, а ограничивается тем, что водитель не уступает дорогу пешеходу. В число нарушений попадают «непропуски» пешеходов, которые с точки зрения ПДД, нарушением не являются, и возникает немало вопросов.

Например, вопросы типа: Меня оштрафовали за то, что якобы не пропустил пешехода при разрешающем для него сигнале светофора. Но когда я въезжал в зону перехода, то на проезжей части пешеходы отсутствовали, и с левой дальней стороны появился пешеход только в момент моего нахождения на зебре. Правомерен ли штраф?

Или такой вопрос: Пешеход на переходе сошел на проезжую часть на противоположной стороне широкой дороги. Я еду по правой полосе, и до меня ему топать еще три полосы. Нужно ли мне ждать, пока он перейдет дорогу, или могу проехать, т.к. не мешаю пешеходу?

По обоим приведенным вопросам есть два варианта действий. Один вариант – «ждать», пока пешеход полностью перейдет проезжую часть, который ничем не обоснован, и вариант «проехать», который может попасть под штраф за то, что не уступил дорогу пешеходу.

Некоторые вопросы по приоритету пешеход/водитель рассмотрены в статье Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам. Правила проезда пешеходных переходов рассмотрены в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.

Попробуем разобраться, что значит уступить дорогу пешеходу, повторим, в каких местах пешеходам разрешается переходить дорогу, и в каких случаях автомобиль должен уступить дорогу пешеходу.

В каких местах пешеходам разрешается переходить дорогу

Пункт 4.3 обязывает пешеходов переходить дорогу по пешеходным переходам (в т.ч. по подземным и надземным), а если таковые отсутствуют, тогда на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Этот же пункт 4.3 разрешает пешеходам переходить дорогу вне пешеходного перехода, но только при условии, если в зоне видимости не наблюдается ни обозначенного перехода, ни перекрестка.

Вне пешеходного перехода дорогу разрешается пересекать под прямым углом к краю проезжей части (по кратчайшему пути) на участках дорог без разделительной полосы и без ограждений в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

В каких случаях автомобиль должен уступить дорогу пешеходу

Водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть:

  • по нерегулируемому пешеходному переходу (когда пешеходный переход расположен либо на нерегулируемом перекрестке, либо вне перекрестка);
  • когда водитель поворачивает направо или налево и пересекает путь пешехода, переходящего проезжую часть дороги, на которую водитель поворачивает (пункт 13.1). Это же требование уступить пешеходам действует в процессе поворота автомобиля направо или налево, когда автомобиль въезжает во двор (на прилегающую территорию);
  • отдельным пунктом следует выделить движение во дворах и жилых зонах. В жилой зоне (обозначенной знаками 5.21 и 5.22), когда пути автомобиля и пешехода пересекаются, приоритет на стороне пешеходов. Это же правило распространяется и на дворовые территории (дворы).

Что означает уступить дорогу пешеходу

Термин «Уступить дорогу (не создавать помех)» в отношении пешеходов означает требование, при котором водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, либо осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость его перемещения.

Другими словами, уступить дорогу пешеходу – это не создавать помех его движению через переход.

Если пешеход начал переходить проезжую часть по пешеходному переходу, но находится на противоположной стороне дороги, а автомобиль, проезжает этот пешеходный переход с другой стороны дороги, то в этом случае нет необходимости ждать, пока пешеход перейдет всю проезжую часть.

Находясь на противоположной стороне проезжей части, автомобиль не создает помех движению пешехода, поскольку тот еще далеко. Таким образом, требование «не создавать помех» водителем не нарушается.

На этой конкретной ситуации (когда пешеход и автомобиль находятся на противоположных краях проезжей части) следует остановиться подробнее.

Пункт 14.1 ПДД указывает, что водитель транспортного средства, которое приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Требование пункта 14.1 можно интерпретировать двояко. Фраза «вступившим на проезжую часть» может натолкнуть на мысль, что как только пешеход поставил ногу на проезжую часть, пусть даже на другой стороне дороги, водитель должен остановиться, и ждать, пока тот перейдет. Это не так.

Следуя определению термина «Уступить дорогу (не создавать помех)», у водителя есть требование именно уступить дорогу (не создавать помех), а не «остановиться и ждать, пока тот перейдет». Ждать водитель не обязан. А уступить дорогу пешеходу – это значит не создавать помех его движению через переход.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Источник: https://avtonauka.ru/vopros-otvet/ustupit-dorogu-peshexodu.html

Про пешеходный переход

Пдд уступить дорогу

29 ноября 2014 г. пункты 14.1 и 14.2 ПДД были изменены. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.

Предыдущая редакция пункта 14.1 ПДД

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Определения “пропустить пешеходов” нет в ПДД и нужно думать самому как правильно пропускать. При этом ваше мнение, инспектора ДПС или судьи могут совершенно не совпадать.

Также в пункте указана только проезжая часть, тогда как трамвайные пути не являются проезжей частью и пешехода, находящегося на них, пропускать уже не надо.

“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

То есть в пункте 14.1 имеются явные недоработки.

Новая редакция пункта 14.1 ПДД

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Теперь указана не только проезжая часть, но и трамвайные пути. Текст “обязан снизить скорость или остановиться перед переходом” исключён.

Определение “пропустить пешеходов” заменено на “уступить дорогу”, которое имеется в ПДД.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

В новой редакции текст получился некорректным.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Обратите внимание, что выделенный текст теряет смысл, если учесть, что дорога включает в себя проезжую часть и трамвайные пути (при наличии). Если пешеход переходит дорогу, то водитель обязан ему уступить по смыслу пункта 14.1 вне зависимости вступил пешеход на проезжую часть (трамвайные пути) или нет.

Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Ответственность за непропуск пешехода

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Решение Верховного Суда N АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 г

Решение относится к предыдущей редакции пункта 14.1 ПДД, но, по-прежнему, подтверждает правильность написанного выше.

Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту “b” пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Ч.

указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 14.

1 Правил.

Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).

Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом “b” пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

Предыдущая редакция пункта 14.2 ПДД

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

Новая редакция пункта 14.2 ПДД

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

В новой редакции мы видим практически тоже самое, что и в предыдущей редакции. Если вы нарушили этот пункт ПДД, то ответственности за это нет. Ответственность по статье 12.8 Коап возникает только если не уступить дорогу пешеходу.

Обязанности пешехода

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Теория и практика

В соответствии с ПДД, если вы не вынудили пешехода изменить траекторию движения или скорость, то вы ничего не нарушили. Такого же мнения придерживается и Верховный суд. К тому же, достоверно убедиться в том, что вы помешали, можно только опросив пешехода.

Конечно, сотрудник ДПС видит и понимает уступили вы дорогу или нет, но всё зависит от задачи, поставленной перед инспектором. Если его задача оформить определённое количество протоколов для хороших показателей работы, то не имеет значения выполнили вы требования ПДД или нет. Конечно, бороться необходимо, но вы всё должны понимать.

регистратор и свидетель

Если вы не помешали пешеходу, то нарушения нет. Доказать, что пешеходу вы не помешали, довольно сложно.

Помочь может запись с видеорегистратор или опрос пешехода, которому вы помешали или не помешали, но в большинстве случаев инспектор не станет привлекать пешехода и запись смотреть не станет, разве только убедится в том, что у вас нет “железных” доказательств – на записи ничего не видно.

Если доказательств нет, то оспорить в суде всё довольно сложно, так как есть такой термин “НОНД СП”, который расшифровывается как “нет оснований не доверять сотруднику полиции”. И ведь на самом деле по закону сотрудник полиции объективен и ему нет никакого интереса привлекать к ответственности невиновного водителя, если, конечно, вы не сможете доказать обратное.

Перевёрнутые номера вне закона

Грубые нарушения ПДД могут учитываться при оформлении полиса ОСАГО после 24 августа 2020 г.

Оформление полиса ОСАГО без диагностической карты с 1 марта по 30 сентября 2020 г.

Нужны ли права для управления мотоблоком и можно ли перевозить людей

В тюрьму за перемещение чужого автомобиля

Источник: http://pddrussia.ru/?p=504

Адвокат поможет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: