Ответственность владельца источника повышенной опасности при дтп

Содержание
  1. Ответственность владельца источника повышенной опасности при ДТП
  2. Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП
  3. Административная ответственность владельца ТС при ДТП
  4. Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП
  5. Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП
  6. В каких случаях владелец тс освобождается от гражданской ответственности
  7. Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля
  8. Кто возмещает ущерб при ДТП?
  9. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности: судебная практика
  10. Повышенная опасность и ее источники
  11. Животные как источник опасности
  12. Кто отвечает за вред
  13. Условия, при которых наступает ответственность
  14. Когда ответственность не наступает
  15. Взаимодействие источников повышенной опасности
  16. Кто и в каком размере получает возмещение
  17. Особенности возмещения вреда, причиненного транспортным средством
  18. Ответственность водителя при наезде на пешехода
  19. Ответственность пешехода при ДТП
  20. Наезд на пешехода на пешеходном переходе
  21. Обстоятельства непреодолимой силы
  22. Что такое “неположенное место” с точки зрения ПДД
  23. Распределение вины между пешеходом и водителем
  24. Наезд на пешехода, упавшего с тротуара
  25. Источник повышенной опасности – автомобиль
  26. вред причиненный источником повышенной опасности
  27.                Вред причиненный источником повышенной опасности, что это значит:
  28. Почему именно собственники и законные владельцы — логика государства
  29. Когда собственник   или владелец  НЕ должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности
  30. В каких случаях собственник должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности:
  31. На практике не все так просто
  32. Об определении размера вреда

Ответственность владельца источника повышенной опасности при ДТП

Ответственность владельца источника повышенной опасности при дтп

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — деяние, обладающее признаками правонарушения/преступления, совершенное с участием транспортных средств, по причине которого был причинен вред жизни и здоровью потерпевших и (или) нанесен материальный ущерб имуществу участников происшествия.

В случае нарушения правил дорожного движения (ПДД), обусловленного эксплуатацией транспортного средства (ТС), предусмотрена уголовная, административная, гражданская ответственность (в зависимости от причиненных последствий). Какие виды наказания предусматривает каждая из них и при каких обстоятельствах будет рассказано в нашем материале.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента.

Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ). На основании ст.

63 УК РФ применительно к преступлениям, связанным с ТС, отягчающими (усугубляющими положение виновного лица) обстоятельствами являются:

  • управление ТС в пьяном виде;
  • ДТП повлекло смерть двух и более человек;
  • виновник ранее уже нарушал ПДД, ему было назначено административное наказание.

Если деяние совершено умышленно, преступление будет квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) в зависимости от характера последствий.

Уголовное преследование при дорожно-транспортном происшествии предусмотрено в отношении водителя, а не собственника автомобиля, если это разные лица. По принципу вины (ст.

5 УК РФ) субъектом преступления выступает исключительно лицо, фактически управлявшее ТС и совершившее, к примеру, наезд на пешехода, даже если виновник ДТП не является собственником транспортного средства. Юридическое лицо субъектом общественно-опасного деяния выступать не может.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи.

Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание.

Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД.

Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Гражданская ответственность выражается в виде возмещения материального и морального ущерба, понесенного вследствие совершенного ДТП, в отношении потерпевшего. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность.

Гражданская ответственность предусматривается и в отношении юридического лица, если оно на законных основаниях владеет источником повышенной опасности, которое приняло участие в ДТП.

Особенностью указанной нормы является то, что владельцем может быть признан субъект правоотношений, владеющий автомобилем на законном основании, включая право аренды, наличие доверенности или в силу распоряжения на управление ТС. Таким образом, законным владельцем на момент совершения происшествия может быть признано иное от указанного в паспорте транспортного средства лицо (не собственник).

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданская ответственность наступает с 14-летнего возраста. Если вред нанесен малолетним лицом, не достигшим 14 лет, ответственность за него должны понести его законные представители, в первую очередь — родители (ст. 1073 ГК РФ).

С 14 лет несовершеннолетнее лицо несет ответственность в рамках возмещения вреда на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ). Исключение — отсутствие доходов или имущества, необходимых для возмещения вреда.В таком случае ответственность возлагается на законных представителей.

Основанием освобождения законных представителей от ответственности выступают доказательства отсутствия их вины в допущении подобного правонарушения.

В каких случаях владелец тс освобождается от гражданской ответственности

Владелец освобождается от обязанности по возмещению вреда в случаях, прямо указанных в ст. 1079 ГК РФ:

  • непреодолимая сила — форс-мажор — наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
  • умысел потерпевшего — противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
  • транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) — владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная ответственность виновника и собственника, возникающая вследствие ДТП, представляет собой нетипичный вариант гражданско-правовой ответственности группы лиц в классическом толковании. В привычном понимании солидарность в ответственности наделяет понесшую ущерб сторону правом выбора, к кому предъявлять иск: к кому-то одному из участников либо ко всем одновременно.

Норма ст.1079 ГК РФ прямо указывает на первостепенную вину непосредственно водителя ТС в момент совершения ДТП. Исключение составляет ситуация, когда источник повышенной опасности выбыл из владения собственника при наличии его вины. Если вина будет доказана, на собственника будет возложена ответственность в долевом порядке, то есть будет зависеть от степени его вины.

Классический вариант солидарной ответственности наступает в случае ДТП с участием нескольких ТС, владельцы которых и понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).

В случае, когда виновник ДТП погиб, когда за рулем находился несовершеннолетний, когда за рулем был арендатор автомобиля или сотрудник организации, если водитель скрылся с места ДТП, солидарная ответственность в отношении собственника будет иметь место только в случае признания судом его вины.

Кто возмещает ущерб при ДТП?

Норма ст. 1079 ГК РФ предусматривает императивный выбор между лицами, которые несут гражданскую ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности:

  • возмещение ущерба при ДТП с владельца на праве собственности: если именно он был за рулем ТС либо частично при наличии вины в допущении к управлению третьего лица.
  • с водителя — владельца на праве хозяйственного ведения или иного вещного права: если именно он был за рулем ТС.
  • с водителя — лица, пользующегося ТС на законных основаниях в момент совершения ДТП, перечень которых в силу ст. 1079 ГК РФ не является исчерпывающим.

Источник: https://school-vajnoe.ru/otvetstvennost-vladeltsa-istochnika-povyshennoy-opasnosti-pri-dtp/

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности: судебная практика

Ответственность владельца источника повышенной опасности при дтп

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса, вред, который был причинен имуществу или личности, возмещается причинителем при наличии в его действиях вины. Однако из этого правила имеется ряд исключений, когда вина не является необходимым условием для наступления ответственности. Это прежде всего касается вреда, причиненного источником повышенной опасности.

Повышенная опасность и ее источники

В самом тексте ст. 1079 ГК РФ определения, что собой представляет источник повышенной опасности, нет. В научных кругах также нет единого мнения по данному вопросу. Сложившаяся судебная практика, а также сам смысл текста статьи ГК РФ указывают на то, что это либо материальный объект, либо определённые виды деятельности. Их примерный перечень приведен в тексте закона.

К объектам повышенной опасности ст. 1079 относит:

  • транспортные средства и другие механизмы;
  • электроэнергия высокого напряжения;
  • взрывчатые вещества;
  • сильнодействующие яды и т. д.

Интересной особенностью является то, что в недействующем состоянии такие объекты опасными не считаются.

К источникам повышенной опасности относится и деятельность, связанная с использованием таких объектов, например, строительные работы. Логично предположить, что сельскохозяйственные мероприятия, дорожное движение и прочие виды деятельности, где используются механизмы, яды и пр. также подпадают под действие ст. 1079 ГК РФ.

Главным критерием отнесения того или иного материального объекта и вида человеческой деятельности к источникам повышенной опасности, используемом в судебной практике, является невозможность полного контроля над ними. Решение выносится по каждому конкретному случаю индивидуально, с учетом результатов различных экспертиз.

Животные как источник опасности

Если по приведенным в тексте закона источникам повышенной опасности сомнений в судебной практике не возникает, то по поводу неприведенных среди правоведов до сих пор ведутся споры. В частности, интересна позиция многих ученых по отнесению к опасным объектам животных.

Поводом служат иски, адресованные к владельцам домашних или прирученных диких животных о возмещении морального вреда из-за нанесенных их питомцами травм. В особо тяжелых случаях гражданские иски выдвигаются параллельно с уголовным обвинением. У судей, как и у ученых-правоведов, нет единой позиции по данному вопросу.

Доводы сторонников отнесения некоторых животных, а также их содержания и разведения к источникам повышенной опасности для окружающих достаточно логичны. Они основаны на том, что многие из зверей обладают такими опасными элементами, как когти, зубы, яд, рога хищнические инстинкты и т.д. К тому же полный контроль человека над животным практически невозможен.

Впрочем, такая позиция порождает довольно много вопросов. Например, о том, каковы критерии отнесения животных к опасным.

Или же о том, кто будет нести ответственность за вред, причиненный безнадзорными или случайно попавшими в населенный пункт дикими животными.

В судебной практике пока нет однозначного подхода и четких рекомендаций по применению положений ст. 1079 ГК РФ применительно к владельцам животных.

Кто отвечает за вред

Главным отличием от общего правила является и то, что ответственность за вред, который причинил источник повышенной опасности, наступает всегда у его законного (титульного) владельца.

Это предусмотрено ч. 1 ст. 1079 ГК РФ. При этом под владельцем понимается не только собственник, но и тот, кому опасный объект был передан на праве оперативного управления, аренды и т. д.

Но всегда на законном основании.

К таким основаниям не относится передача управления источником повышенной опасности тому, кто связан с владельцем трудовыми отношениями.

То есть капитан судна, машинист электропоезда или водитель транспортной компании владельцами являться не будут, за их действия отвечает работодатель.

А вот арендатор автомобиля или же управляющий им по доверенности гражданин сами несут ответственность за причиненный вред.

При этом совершенно не важно, был ли вред причинен действиями самого владельца или же того, кому был доверен данный механизм или поручено проведение работ.

Компенсировать материальный ущерб и моральный вред в любом случае будет владелец. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Например, если залив квартиры произошел по вине мастера, производившего ремонт водопроводной системы, отвечать будет ЖЭК.

Не следует однако думать, что действительный виновник останется безнаказанным. Собственник или арендатор, на которого возложена ответственность за причинение вреда (включая моральный), согласно ст. 1081 ГК РФ получает право регресса (обратного требования) к тому, чьими действиями вред был причинен.

Условия, при которых наступает ответственность

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, возникает на основании высокой степени риска, который принимает на себя владелец такого объекта. Сам факт наличия опасности для окружающих вполне достаточен для возникновения повышенной ответственности у лица, контролирующего данный фактор.

Вина, то есть отношение владельца источника повышенной опасности к произошедшему причинению материального или морального вреда, не учитывается. Согласно статье 1079 ГК РФ возмещение происходит независимо от наличия или отсутствия вины. То есть достаточными условиями для возложения ответственности будут:

  • причиненный вред;
  • противоправность действий;
  • связь между первым и вторым.

Однако на практике суд всегда выясняет наличие и степень вины причинителя. Это позволяет в ряде случаев уменьшить размер возмещения морального и материального ущерба, учитывая финансовое положение причинителя. Но только в ситуациях, когда речь не идет о причинении вреда жизни и здоровью. Они всегда возмещаются в полном размере.

Когда ответственность не наступает

Только в трех случаях владелец источника повышенной опасности не несет материальной ответственности за действия других лиц:

  • если причинение вреда было умышленно спланировано пострадавшим;
  • если источник повышенной опасности в момент причинения вреда был в руках лица, незаконно им завладевшего;
  • вред был причинен непреодолимой силой.

При этом владельцу придется доказать, что эти факты действительно имели место. Особенно это касается умысла пострадавшей стороны. Для того, чтобы доказать, что имело место злоупотребление правом, придется представить убедительные доводы. Но при их наличии суд возложит ответственность за вред на самого пострадавшего.

Как показывает судебная практика, выбытие из владения техники или опасных веществ незаконным путем не всегда освобождает от ответственности за причиненный моральный и материальный вред. Если законный владелец не предпринял мер для защиты своей собственности, то отвечать ему скорее всего придется. Особенно если причинитель скроется с места происшествия.

Самый частый пример из судебной практики — причинение вреда угнанным автомобилем. Согласно статье 1079 ГК РФ отвечать в этом случае будет лицо, находившееся за рулем в момент совершения ДТП, то есть угонщик.

Но только если не окажется, что владелец автомобиля виновен в том, что лишился своей собственности. Впрочем, даже в этом случае у него сохраняется право регрессного требования к угонщику, причинившему вред.

Взаимодействие источников повышенной опасности

В случае взаимодействия источников повышенной опасности, например, при ДТП вина каждого из участников имеет значение. Именно она определяет их ответственность друг перед другом. Варианты возможны следующие:

  • виновный владелец возмещает вред, нанесенный им другой стороне;
  • если вред причинен только виновнику, он ничего не получает и не возмещает;
  • когда виновны оба, то размер возмещения зависит от степени вины;
  • если оба невиновны, то никто никому ничего не возмещает.

Статьи 1079 и 1080 ГК РФ устанавливают солидарную ответственность, если при взаимодействии источников повышенной опасности пострадали посторонние люди (например, в том же ДТП). Или же, если потерпевший завит такое требование, в долях. Естественность перед третьими лицами возникает независимо от вины у обоих причинителей.

Кто и в каком размере получает возмещение

Право требовать возмещения вреда имеет тот гражданин, чьему имуществу или здоровью он был нанесен. В том случае, если вред причинен жизни, право на возмещение имеют наследники пострадавшего. Именно они будут подавать иск к владельцу источника повышенной опасности.

Размер возмещения определяется, исходя из положений статей 15 и 1064 ГК РФ. Согласно закону пострадавший вправе потребовать от причинителя вреда компенсировать:

  • реальный ущерб;
  • упущенную выгоду;
  • моральный вред (физические и нравственные страдания).

Согласно ст. 1100 ГК РФ моральный вред при возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью источником повышенной опасности, компенсируется независимо от наличия вины причинителя. Но в судебной практике редко можно встретить присуждение сумм, выходящих за рамки стоимости лечения и реабилитации пострадавших.

Особенности возмещения вреда, причиненного транспортным средством

Возмещение вреда, причиненного при ДТП, как самим владельцам транспортных средств, так и третьим лицам, регулируется, помимо ГК РФ, законом об ОСАГО.

Согласно его статьям пострадавший вправе предъявить иск непосредственно к автовладельцу, который в свою очередь извещает об этом страховщика.

За уклонение от исполнения судебного решения юридическое лицо — владелец источника повышенной опасности, а также страховая компания несут ответственность согласно ст. 315 УК РФ.

Страховая компания возмещает только прямой ущерб. Причиненный же моральный вред взыскивается только с владельца транспортного средства по иску пострадавшего лица. Но если сумма страховой выплаты меньше заявленных требований, то разницу будет выплачивать автовладелец.

Источник: https://SudebnayaPraktika.ru/grazhdanskie-dela/istochnik-povyshennoj-opasnosti.html

Ответственность водителя при наезде на пешехода

Ответственность владельца источника повышенной опасности при дтп

Пора признать свою личную ответственность. Вы катаетесь не на аттракционе “Автодром”, а на настоящем автомобиле по настоящей дороге. Случись чего, вы уже не сможете во всем обвинить владельца аттракциона и его персонал.

Теперь вся ответственность лежит на вас!

Водительское удостоверение  – это не билет на “покататься”. Это расписка в том, что вы знаете всю полноту своей ответственности.

Вы отвечаете за то, чтобы вы сами и ваши пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности. Отвечаете за исправность вашего автомобиля. Вы отвечаете за то, что вы “как стеклышко”.

Получив водительское удостоверение вы уже не можете найти понимание у полицейских и общества на фразу: “Я не знал”. Вы обязаны знать и точка.

Ответственность пешехода при ДТП

Мне могут возразить, что пешеход может сам нарушать Правила дорожного движения.

Конечно, пешеходы не всегда “пушистые и белые”. Они иногда переходят дорогу в неположенном месте, переходят дорогу на красный свет и т.д. Никто, в таком случае, не снимает вины с пешехода. Водителю в подобных ситуациях не предъявляются претензии в нарушении ПДД. Тем не менее …

Пешеход может внезапно выбежать из зоны ограниченной видимости (из калитки, из-за автобуса и т.д.). Но есть общее правило: “Не вижу, не еду”. Если обзор не велик, то правила и здравый смысл требую двигаться с сообразной скоростью и вниманием.

Вы же не будет упрекать дерево, которое упало прямо перед вами во время урагана, что оно нарушило правила дорожного движения?

Пешеход, это такое же “дерево” в плане ответственности, вашей ответственности за его жизнь. Он мягкий и беззащитный, в противовес вам, находящемуся в тепле и сухости, пристегнутому ремнем безопасности и подстрахованному подушкой безопасности.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе

Глава 14 ПДД требует уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе. Также требуется снижать скорость при недостаточном обзоре. Поэтому любой наезд на пешехода, кроме умышленных действий пешехода или обстоятельств непреодолимой силы, трактуется против водителя.

Перед знаком пешеходного перехода, особенно когда рядом есть люди, всегда надо снижать скорость. Просто уберите ногу с педали газа.

Обстоятельства непреодолимой силы

Неисправные тормоза, скользкая дорога не считаются такими обстоятельствами. Правилами запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой. Также правила требуют двигаться сообразно дорожной обстановке.

Но если вы совершили наезд на пешехода из-за того, что сзади ваш автомобиль ударил другой – это будет считаться обстоятельством непреодолимой силы. Т.е любой фактор, на который вы не могли влиять.

Что такое “неположенное место” с точки зрения ПДД

ПДД косвенно описывают места, где запрещено пешеходам переходить дорогу. Пешеходам разрешается переходить дорогу вне пешеходных переходов при условии их отсутствия в зоне видимости:

“При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.”

При этом на дороге не должно быть разделительной полосы и ограждений. Следовательно пешеход вправе переходить дорогу при соблюдении перечисленных условий:

  • нет разделительной полосы;
  • нет ограждений;
  • нет пешеходных переходов в зоне видимости.

При наличии хоть одного такого ограничения участок дороги будет считаться “неположенным для перехода местом”.

Распределение вины между пешеходом и водителем

При наезде на пешехода в неустановленном ПДД месте вина часто возлагается на пешехода, но не всегда. Водитель при этом сам не должен нарушать свои обязанности: разговаривать по телефону, быть пьяным, практиковать опасное вождение, не включать указатели поворотов и т.д.

Скорость движения автомобиля должна не просто соответствовать установленным ограничениям, но также выбираться с учетом интенсивности движения, характере груза, дорожных и метеорологических условий, в частности видимость в направлении движения (Пункт 10.1 ПДД).

Вина водителя также будет очевидна, если он не предпринял действий к предотвращению наезда на пешехода. Например, не тормозил или не маневрировал. Это может означать, что водитель умышленно хотел сбить пешехода. Например, для получения страховки.

Наезд на пешехода, упавшего с тротуара

Любой человек может упасть. Гололедица, болезнь, детская игра, алкогольное опьянение. Все это может привести к падению. Тут также действует пункт 10.1 ПДД. Водитель должен учитывать дорожные условия.

Водителю фактически запрещается двигаться с большой скорость вблизи тротуаров с пешеходами.

Источник повышенной опасности – автомобиль

Я напомню, что водитель управляет “средством повышенной опасности” (с юридической точки зрения, транспортное средство – источник повышенной опасности). Это автоматически делает водителя, за редким исключением, виновным во ВСЕХ ДТП с пешеходами. Не согласны? Так вот вам доказательства.

Гражданский кодекс РФ ст. 1079:
“1.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.

; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего…”

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”:
“18.

Судам надлежит иметь в виду, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.”

Иными словами, сел за руль – получи по полной, удовольствие и ответственность.

Источник: https://www.mydriving.ru/opinion/voditel-tyi-vinovat-vsegda.html

вред причиненный источником повышенной опасности

Ответственность владельца источника повышенной опасности при дтп

С учетом  тематики   блога, мы расскажем  про вред, причиненный источником повышенной опасности,   а за такой источник  будем  принимать  транспортное средство (любое).

       Какие еще  бывают источники повышенной опасности (ИПО) :

  • Автомобили и другие ТС,
  • технические (сложные) механизмы,
  • электрическая и атомная энергии,
  • взрывчатые ядовитые вещества,
  • все виды деятельности, так или иначе связанные с использованием и применением источников повышенной опасности,

               Вред причиненный источником повышенной опасности, что это значит:

Вред будет считаться причиненным ИПО, если есть взаимосвязь между наступлением вреда-ущерба и фактическим результатом проявления вредоносных свойств этого источника или его действий (то есть только при движении автомобиля (даже при самопроизвольном движении), его возгорании, взрыве и так далее).
Если такой взаимосвязи нет, то вред подлежит к возмещению на общих основаниях – ст. 1064 ГК ( пример, кто-то из пассажиров открыл дверь стоящего автомобиля и причинил телесные повреждения прохожему).

Почему именно собственники и законные владельцы — логика государства

По закону, собственник ТС («физик» или «юрик», госорган) обязан застраховать риск наступления  ответственности, поскольку использует ТС, а  оно, как вы уже знаете, является источником  повышенной опасности и объективно существует   риск  причинения   вреда окружающим, независимо от наличия   собственной вины  в  этом.

       Законные владельцы  ТС:

  • Арендатор ТС,
  • лица, использующие ТС по доверенности, или безвозмезно
  • лица, владеющие  ТС  на основании распоряжения госоргана о его передаче,   этим лицам.

 И когда выплаты страховой компании недостаточно,  чтобы    возместить  вред потерпевшему ДТП, разницу между   ущербом по факту и   страховым возмещением  должен возмещать собственник или владелец ИПО (1072.ГК).

Так что на  любой государственный орган,  «физика» или «юрика»   возлагается   обязанность —   возмещение  в полном объеме ущерба причиненного  при  использовании  ТС.

Государство обязывает собственников ТС  и автовладельцев   страховать  риск наступления своей ответственности,  чтобы при наступлении   последствий при  причинении ущерба, исключить  самостоятельные разбирательства на месте и  иметь возможность самому    не  нести ответственность перед потерпевшими, ведь это лишняя нагрузка на бюджет ( когда собственником или владельцем является госорган).

Кроме того, закон не содержит никаких ограничений по  страхованию  ответственности и на добровольных началах, наоборот, прослеживается стимуляция развития  страхового рынка.

Когда собственник   или владелец  НЕ должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности

Водитель — не является работником владельца или собственника ТС  ( т.е. между ними   не заключался трудовой контракт, договор или  иной гражданско-правовой договор  на выполнение   работ, например по доставке товара.

  • Владелец или собственник ТС сможет доказать, что им противоправно завладели  другие лица.
  • ДТП произошло в нерабочее время или выходной, никаких письменных распоряжений с стороны работодателя по выполнению каких то работ не было, но при этом работодатель  доказывает  то, что действия водителя работника —  не  соответствовали его трудовой функции   или  определенному  заданию.
  • Причинение вреда возникло  вследствие непреодолимой силы и собственник сможет это доказать
  • Установлен и доказан умысел   потерпевшего  направленный на причинение Вреда
  • Виновник ДТП использовал  транспортное средство по доверенности, договору безвозмездного пользования или по распоряжению госоргана о передаче ему ТС, причем использовал ТС исключительно по  своему усмотрению и не получал за водительские и прочие  услуги никакого вознаграждения.
  • Между собственником или законным владельцем конкретного ТС  и другой организацией заключен договор, который предусматривает выполнение каких то  работ с использованием этого ТС и вред причинен  водителями организации-подрядчика, действовавшими по ее заданию —   ответственность за действия своих  работников   несет только их организация – работодатель.

Если ни одно из перечисленных условий по отношению к вашей ситуации неприменимо, реализуйте свое право требования с  виновника ДТП, мы  ранее выкладывали развернутую статью, где приводили все нюансы такой реализации, зная которые, вы не потратите лишнее время и деньги.

В каких случаях собственник должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности:

ВАЖНО: У собственника  ТС, после того,  как он  компенсирует ущерб потерпевшим, и только после этого, возникает право регрессного требования  к самому виновнику. А сроки   исковой давности  для такого требования исчисляются  со дня   возмещения вреда потерпевшим, а не с момента ДТП, как считают многие.

      Собственник или законный владелец ТС обязан возместить вред-ущерб,  если:

  • Водитель- является работником собственника/владельца ТС   (предполагается наличие трудового договора (контракта)
  • Водитель — причинитель вреда действует по заданию работодателя, то есть  выполняет обязанности по  гражданско-правовому договору  (пример,   лист путевой для водителя экспедитора).

На практике не все так просто

При этом следует понимать, что даже если сам  договор не заключался, но на водителя оформлена доверенность с правом управления, привлечение собственника или владельца ТС к ответственности возможно.

Например, сам виновник ДТП  в суде заявит, что по этой доверенности он управлял в интересах собственника ТС и получал за выполнение этих обязанностей (водительские услуги) вознаграждение.

  При таких обстоятельствах данный водитель участник дорожного движения, причем законный (п. 2.1.

1 ПДД), а вот законным владельцем он признан быть не может, поэтому за нанесенный вред  транспортным средством должен отвечать  его законный собственник или владелец.

Такая правовая позиция основана не только  на нормах ГК РФ (ст. 1068 и 1072), но и на  специальных (отраслевых) нормах, которые имеют приоритет над общими нормами права. В нашем случае специальными являются  нормы, предусмотренные ТК РФ, а конкретнее ст. 67.1 ТК РФ.

 Из этой статьи следует, что физическое лицо, которое было допущено к работе не уполномоченным на это лицом, но с его ведома или по его поручению, вправе рассчитывать на оплату    отработанного им времени  по факту (выполненную работу), если  работодатель  не готов в последующем    заключить с   ним   трудовой договор. А вот  тот работник, который осуществил допуск к работе,  привлекается   к материальной ответственности (ТК РФ), поскольку не был уполномочен на данные действия на это работодателем.

Анализируя данные нормы   права в совокупности, некоторые суды считают, что  даже если с таким   работником   трудовой договор не заключался, но по факту он был допущен к работе, за его действия  материальную ответственность  несет работодатель.

Таким образом, на практике организациям  трудно  исключить собственную ответственность   за действия своих же работников, даже если  последние действовали самовольно.

Да и доказать такую вольность со стороны работника  очень сложно, ведь суды считают, что работник действует по заданию работодателя, даже если  в процессе будет установлено, что  тот выполнял устные распоряжения своего  непосредственного начальника.

Об определении размера вреда

Касаемо размера Вреда   имуществу  «физика» или же имуществу «юрика», то он подлежит к    возмещению  в полном объеме.  (с учетом или без износа). Имущественный вред, его размер,  определяется  в денежном эквиваленте от  причиненного  ущерба.

При спорных вопросах, к их решению привлекают независимых экспертов, которые проводят соответствующую оценку. Конечная сумма, указанная в  их заключении (выводы), будет в дальнейшем  использоваться,  в качестве  размера  возмещения.

При этом стороны не лишены права оспаривать данную сумму в суде.

О размерах, порядке и особенностях возмещения вреда нанесенного здоровью человека мы выкладывали отдельную статью, поскольку посчитали, что такой подход будет более приемлемым для восприятия наших читателей.

Наш коллектив специализируется на таких спорах и мы знаем о всех особенностях взыскания ущерба в судах, поэтому советуем проконсультироваться бесплатно  у юристов, которые сразу озвучат целесообразность подачи иска и организуют оценку ущерба, которую будет сложно оспорить в суде.

Источник: https://nepas.ru/avtoyuristi/vozmeschenie-uscherba-pri-dtp/vred-prichinennyj-istochnikom-povyshennoj-opasnosti.html

Адвокат поможет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: